0
1875
Газета Антракт Интернет-версия

17.03.2006 00:00:00

Чье время лучше?

Тэги: аринбасарова, двигубская


аринбасарова, двигубская Мать и дочь.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Bремя, когда вы пришли в искусство, было плодотворно для вас и вашего поколения?

Наталья Аринбасарова: Я начала сниматься в кино в 60-е годы. На мой взгляд, это самые прекрасные годы в истории советской страны. Вспомните, какие тогда люди снимали фильмы – молодой Тарковский, Лариса Шепитько, Элем Климов, Андрон Кончаловский┘ А до того, как я попала в кино, я училась в хореографическом училище при Большом театре. И для балета это тоже было золотое время. Еще танцевала Уланова, Плисецкая. Появился прекрасный дуэт – Максимова с Васильевым. То был необыкновенный всплеск в искусстве. Хотя я не осознавала этого, была слишком молода. Почему-то мне сейчас вспоминается день смерти Сталина, когда все рыдали, и я в том числе. Казалось, что страна без него погибнет. Но страна не погибла, а наоборот┘ Пришла пора свободы и расцвета творческой мысли. Думаю, это для всех было плодотворно.

Нам всем тогда внушали мысль о равноправии и о том, что женщине нельзя сидеть дома – это считалось мещанством. Женщина обязана была состояться как личность. Я приобрела профессию и постаралась кем-то стать. Надеюсь, мне это удалось.

Екатерина Двигубская: Маме, конечно, больше повезло со временем, чем мне. Когда я оканчивала актерский факультет ВГИКа, рухнула вся кинематографическая система, да и в стране все перевернулось, причем сразу во всех сферах. Как говорил Конфуций – страшно рождаться во времена перемен. Еще хуже, по-моему, выходить в социальную жизнь во времена перемен. Денег в стране не было ни на искусство, ни на жизнь. И когда для людей главная проблема – добыть кусок хлеба, они перестают ходить в театры, в кино. Кино тогда практически умерло. О какой творческой плодотворности можно было говорить?

– Неужели сложности не закаляют человека?

Е.Д.: Это были не сложности, а тотальное бедствие. Сколько актрис переходное время 90-х просто загубило, и целая плеяда талантливых людей канула в никуда. Так что время, когда я пришла в кино, было страшным, унизительным и┘ (Машет рукой.) Я видела, как бывшие звезды кино воровали фломастеры на презентациях у богатых людей┘ Нищие, униженные эпохой перемен люди выживали, зачастую теряя чувство собственного достоинства.

– Какие эстетические и нравственные идеи главенствовали в искусстве, когда вы туда попали?

Е.Д.: Чернуха – вот все идеи искусства начала 90-х┘

Н.А.: Мне в молодости повезло больше. Вспомните, какие были фильмы – «Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Легкие, смешные, талантливые, они вселяли надежду в то, что все будет хорошо – такова, по-моему, их главная этическая цель.

– Сейчас что-то изменилось?

Е.Д.: Да. Сейчас, если ты хороший режиссер, перед тобой все двери открываются. Сегодня проще найти деньги на новый проект, чем талантливого человека. К тому же я лично своей профессией сейчас могу зарабатывать хорошие деньги. И чернуха во всех отношениях – и в кино, и в жизни – отступает.

Н.А.: Полностью поддерживаю Катю, потому что, наблюдая за творческой жизнью своих детей и их друзей, могу сделать такие же выводы.

– Насколько вы адекватны сегодняшнему времени?

Н.А.: Я много общаюсь с друзьями и коллегами моих детей, живу их интересами. А им нравится это время, и благодаря им я сегодня чувствую себя вполне нормально. Хотя ностальгирую по 60-м. Мы еще, конечно, далеки от цивилизованного мира, и не все благополучно в нашем королевстве. Но для молодых и энергичных сегодня больше возможностей состояться, чем для таких же молодых и энергичных людей в советские времена. Я смотрю на детей и вижу: они свободны! А мы ходили под гнетом цензуры. Многих режиссеров буквально косило от инфарктов и инсультов, когда запрещали их картины┘

Единственный недостаток сегодняшнего времени, на мой взгляд, это то, что во главе всех начинаний, всех дум и желаний стоят деньги. В моей молодости было несколько иначе.

Е.Д.: А я абсолютно дитя своего времени и совершенно не конфликтую с рыночной экономикой. Китайские философы утверждали, что во все времена нравы людей одни и те же. Они не стали ни лучше, ни хуже. Когда я была в Париже, в соборе Нотр-Дам, меня потрясла мысль: по храму бродили люди, которые жевали бутерброды, пили воду, громко смеялись, говорили о какой-то ерунде и совершенно не замечали того, что вокруг. А вокруг – абсолютная в своей красоте архитектура. И странность нашей жизни в том, что эта красота создана такими же людьми! В человеке одновременно уживается низкое и высокое, порок и добродетель, бог и дьявол. Мысль не слишком парадоксальная, но заставившая меня в свое время заплакать.

– Наталья, считаете ли вы своих детей вашими современниками?

Н.А.: Конечно.

– А вы, Катя, считаете свою маму вашей современницей?

Е.Д.: Мама – мудрый, активный, современный человек. Плюс – красивая и стильная женщина.

– Вкусы у детей и родителей в вашей семье совпадают?

Е. Д.: В общем и целом – да.

Н.А.: Я люблю классическую музыку, мои дети тоже любят классику. Но когда Егор в машине очень громко включает «техно», я прошу его сделать потише, потому что от такой «энергичной» музыки у меня поднимается давление.

– Наталья, нравится ли вам то, что делают в кино ваши дети?

Н.А.: Да. Катя сейчас снимает свой первый фильм «Сделка». А когда я посмотрела кадры первой ленты Егора «Затворник», я вдруг увидела, что он делает совершенно другое кино, и подумала, как же изменилось мышление людей.

– Катя, вам мешает или помогает тот факт, что ваши родственники так знамениты?

Е.Д.: Нет, не мешает. Знаете, это подростковые комплексы, когда ты переживаешь, что ты всего лишь дочь известных людей. Я выросла – и кризис, к счастью, миновал. Осталась только гордость за маму, за брата. Я их очень люблю.

– А какие черты характера вы позаимствовали у мамы?

Е.Д.: Мама в нас воспитывала умение при любых обстоятельствах оставаться собой. И никогда ничего не бояться. Это очень помогает выстоять в самых сложных ситуациях. Если всему миру нравится соленое, а мне сладкое – я буду есть сладкое и прекрасно себя чувствовать. Мама научила главному: подчиняться только своему внутреннему голосу. Я всю жизнь слышу от нее прекрасную фразу: «Собаки лают, караван идет».

Н.А.: Еще мне удалось привить им любовь к чистоте и порядку!

Е.Д.: Да, мы с Егором блюдем чистоту и порядок. Я бы отметила, что есть в этой любви даже болезненные черточки (улыбается). А еще от мамы любовь к пирогам. Я лично не пеку, но мы с Егором обожаем мамины пироги! Да и вообще, несмотря на то что мы с Егором публичные люди, мы очень любим дом. И это – тоже от мамы.

– Мне всегда казалось, что Наталья Аринбасарова – богемная женщина.

Е.Д.: Нет. Она красивая, она умеет подать себя просто великолепно, у нее замечательный вкус. Но мама совсем не светская львица.

– Есть ли у вас совместные, семейные творческие планы?

Н.А.: Конечно. Я сейчас снимаюсь в фильме Кати «Сделка». А у Егора снималась в «Антикиллере-2». Но я всегда боюсь, когда они меня приглашают. Во-первых, и без меня много прекрасных артистов. А во-вторых, я не могу сказать, что мне сейчас очень хочется сниматься. Ушло то время, когда я играла роли, от которых зависело качество фильма.

Е.Д.: В «Сделке» у мамы роль небольшая, но очень колоритная. Мама прекрасная характерная актриса.

– Наталья, а вам нравится играть характерные роли?

Н.А.: Помните продавщиц из советских времен, с облупленными красными ногтями, или крашенных пергидролью буфетчиц? Эти женщины имели обыкновение на всех кричать. Так вот, мне очень нравится играть такие колоритные характеры.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о той роли, которую вам предложила Катя в своем дебютном проекте.

Н.А.: Я играю даму из мира моды. Вы, очевидно, бываете на всяких тусовках и наблюдали за Славой Зайцевым или за Александром Васильевым. Видели, конечно, как они необыкновенно одеты. У Васильева всегда эдакие элегантные банты┘ Кстати, у Славы Зайцева я в молодости покупала много замечательных вещей┘ Так вот, мне хотелось сыграть такую же экстравагантную особу.

– Катя, именитые родственники помогали вам строить карьеру?

Е.Д.: Прежде чем мне дали снять мое первое кино, я прошла огромный путь. Три года назад я начала работать над сериалами – и сняла: «Бедную Настю», «Дорогую Машу Березину», «Холостяки», плюс два документальных фильма.

Да, имена родителей играют свою роль, но если их дети – ноль, вряд ли можно говорить о какой-то карьере. И знаете, симпатичная внешность и приятные манеры тоже помогают в карьерном росте. Хотя у любой медали – две стороны. Когда продюсер видит перед собой молодую и достаточно привлекательную женщину, как правило, он сразу же задается вопросом: «Да что она может?» И попробуй докажи, что ты не просто «дорогуша» из знаменитой семьи, а профессионал. А многих вообще бесит, что я езжу на «БМВ»┘ Но я благодарю судьбу за то, что родилась в нашей прекрасной семье. Все думают, будто звездная жизнь сладка и в ней нет сложностей, подводных камней┘ Но – хорошо там, где нас нет. А так ли там хорошо – предлагаю задуматься!

Н.А.: (С гордостью.) А когда Катя училась на высших режиссерских курсах, она за год умудрилась 9 работ снять!

Е.Д.: Не 9, а 12. Гениальный режиссер Родригес считает, что режиссер, как пианист, должен каждый день играть гаммы, иначе можно потерять профессию. Надо снимать и рекламу, и все что угодно, потому что профессия должна быть «в руках». Мы с Егором это очень хорошо понимаем.

– Семейственность в искусстве – плодотворное явление?

Н.А.: Я считаю, что это здорово. Почему шахтерская династия хорошо, а кинематографическая плохо?

Е.Д.: Согласна. Кстати, если кто-то думает, что детям актеров или режиссеров легче пробиться в кино, чем другим, то сразу скажу – нет. Сейчас такой рынок, что, если ты полное ничтожество, тебя никакой блат не спасет. Будешь дома сидеть (смеется) и мужу колбасу на кухне резать.

Н.А.: Я помню, как Катя поступала во ВГИК. Не могу сказать, что ее с восторгом приняли. А с ней поступала девочка из Сибири, вся комиссия восхищалась – «самородок, талантище»! И что? Ее отчислили на третьем курсе за профнепригодность. А Катя получила красный диплом.

Е.Д.: Дети известных родителей обязаны «пахать» и ежесекундно доказывать, что они – самоценны и талантливы. И только поэтому мы чего-то достигаем в професии.

– Хотели бы вы, а главное – могли бы работать на Западе?

Н.А.: Честно скажу – сейчас я уже не хочу уезжать никуда из своей страны, из своего дома. А в советское время меня приглашали во Францию на пробы, но тогда это было невозможно. Так что – я бы могла, но когда-то не давали, а сейчас мне дома лучше.

Е.Д.: Я никуда не пытаюсь уехать. Но если позовут в Голливуд – мгновенно соберу чемоданчик и поеду. И так же сделают сто процентов моих коллег. Кто откажется от Голливуда? Единственное, что может меня лично остановить, – предложение сниматься в дорогом голливудском порно! (Смеется.)

– Когда нет возможности заниматься профессией, чем предпочтете заниматься?

Н.А.: Женщина всегда найдет, чем заняться. У меня дети. Я то у Егора в гостях, то у Кати┘

Е.Д.: А я – многостаночница. Могу все делать. И в кино играть, и полы мыть. Если ты хочешь работать – ты работу всегда найдешь. Можно талантливо чистить сугробы!

– Кто кого больше опекает в вашей семье – дети родителей или родители детей?

Н.А.: Сейчас дети меня опекают. Катя меня одевает, а Егор мне построил загородный дом.

Е.Д.: Наша мама в свое время делала для нас все. Пришла пора поменяться местами и отдать маме все то тепло, которое она нам дарила в детстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2320
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5146
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2845
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3285

Другие новости