0
2849
Газета Антракт Интернет-версия

26.05.2006 00:00:00

Философия ресторанной культуры

Тэги: михалков, ресторан


михалков, ресторан Степан Михалков. Гармоничный и независимый.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Степан Михалков – человек разносторонних увлечений. Он учился в художественной школе, изучал языки. Окончил киношколу и вместе с Федором Бондарчуком создал первую в России студию видеоклипов и рекламных роликов «Art Pictures Group», впоследствии став ее директором. Потом нашел себе дело по душе – занялся ресторанным бизнесом. Последнее его детище носит название «Индус». А еще ему нравится делать мебель. Вот такой он – потомок клана Михалковых–Кончаловских.

– Комфортно ли живется сегодня в России владельцу ресторанов?

– Думаю, в России пока никому не живется абсолютно комфортно. (Улыбается.) Ну а если говорить о моем профессиональном существовании: мне и комфортно, и нет. Ресторанный бизнес у нас эволюционирует очень динамично – каждую неделю открывается какой-то новый ресторан. Это создает хорошие предпосылки для развития бизнеса. Правда, неизвестно, сколько ежедневно закрывается┘(Улыбается.) Но знаете что важно: в людях развивается культура посещения ресторанов. То есть сегодня в ресторан идут не только ради того, чтобы поесть, а чтобы пообщаться и зарядиться положительной энергией. Вкусно приготовленное блюдо всегда вызывает много позитивных эмоций. Еда, на мой взгляд, вообще одно из самых больших и в то же время простых удовольствий человеческой жизни. Поэтому ресторан – это место, где сталкивается множество приятных вещей: вкусная еда, игра света, звуков, мягкая аура цивилизованных отношений. Все это позволяет человеку расслабиться, отдохнуть.

А вот создавать рестораны и вместе с ними ресторанную культуру, то есть культуру светского отдыха, – проблематично. На каждом шагу сталкиваешься с невероятным бю- рократизмом. Вы не представляете, сколько надо подписать бумаг и пройти согласований, чтобы открыть ресторан! Ужасно то, что половина из них давно потеряла актуальность вообще, а вторая половина просто противоречит первой┘ Поэтому создать ресторан без нарушений писаных и неписаных законов фактически невозможно. Большинство правил и инструкций давно устарели. Они не успевают за развитием бизнеса. А соблюсти их требуют, несмотря на их всеми признанную абсурдность, и тебя начинают «доить» по всем правилам сегодняшнего прогрессивного времени.

– Сейчас многие известные актеры имеют в Москве свои рестораны. На какую аудиторию они рассчитывают? На поклонников, на некий свой круг?

– Конечно, сначала туда ходят в первую очередь друзья владельца ресторана. Это неминуемо. Нужно время, чтобы ресторан оброс клиентами, которые не имеют никакого отношения к хозяину и заинтересовались данным заведением потому, что там хорошая кухня, или потому, что он территориально близок к их дому, а это немаловажно.

– Имя владельца ресторана накладывает отпечаток на статус всего заведения? Ваше имя – уже брэнд, вы известный клипмейкер и к тому же человек с очень богатой родословной.

– Но у меня нет в роду профессиональных поваров и бизнесменов. И я давно уже не клипмейкер.

– И тем не менее, открывая ресторан «Вертинский», вы скорее всего рассчитывали на определенное отношение общества к имени вашего деда. Понимали, что это имя привлечет клиентуру.

– Почему вы думаете, что все так и было?

– Но вы же не назвали свой ресторан «Му-Му»?

– Да, потому что такое название рассчитано на людей с определенным бюджетом и является частью соответствующей концепции. Я же создаю рестораны премиу-класса, но при этом не запредельно дорогие. «Вертинский» в этой линейке стоит на последнем месте по ценообразованию и является самым демократичным. Что касается названия, в частности «Вертинский» – это всего лишь один пункт общего концепта.

Ресторан создается не из воздуха – в его основе всегда лежит четко разработанная идея, в основе которой, конечно же, кухня. «Вертинский» – это ресторан китайской кухни. Я люблю восточную еду и считаю, что за ней, как и за всей азиатской культурой, – будущее. Мой дед, Александр Вертинский, прожил в Шанхае восемь лет. Имя деда, его пристрастия и идея китайской кухни слились воедино, породив следующее: мы решили не делать прямолинейную и бескомпромиссную азиатчину в оформлении, в рецептуре блюд. Мы поняли, что хорошо бы поиграть и с культурной аурой, витающей вокруг имени Вертинского, и с декадансом, и с шанхайской культурой: мы «рисовали» воспоминание о Шанхае того времени, делали культурный слепок Востока, на который огромное влияние оказали европейцы. Ведь в Шанхае в то время жили и американцы, и французы, и русские. И все они привнесли в Китай свое понимание Европы, скрестив его со своим пониманием Азии. Поэтому я решил сделать концептуальную среду, передающую колониальную атмосферу азиатской страны, плюс образ и голос Вертинского. От того, насколько все эти детали были правильно придуманы, а потом и склеены в одно целое, зависел успех бизнеса. По результатам могу сделать вывод, что мы все сделали верно.

– Ваша мама, Анастасия Вертинская, принимает участие в работе ресторана «Вертинский»?

– Да, у нас есть целое меню от Анастасии Вертинской. Мама с малых лет прекрасно готовила. У нее были замечательные учителя-кулинары: ее бабушка и моя бабушка Наталья Кончаловская. Но мама готовила все время дома, и мне захотелось, чтобы ее талантливые блюда оценили не только мои друзья. И я предложил ей сделать в «Вертинском» – а это был уже мой третий ресторан – свое меню. Она его сделала. И мало того, что меню получилось великолепным, мама очень увлеклась этим делом.

– Несколько слов, что это за меню?

– Это вкусная современная авторская русская кухня, похожего ничего в Москве нет.

– Это постное меню?

– Нет. Просто оно не содержит тяжелых ингредиентов и избыточных калорий. Это облегченная русская кухня.

Кстати, несколько английских обозревателей, побывав в «Вертинском», написали в своих гастрономических колонках восторженные статьи о нашем ресторане. Более того, они предположили, что, если мы откроем филиал «Вертинского» в Лондоне, он будет иметь сногсшибательный успех. Их статьи сделали свое дело – мы действительно скоро открываем в Лондоне ресторан «Вертинский».

– Расскажите немного о вашей бабушке, Наталье Кончаловской.

– Наталья Петровна была в нашей семье тем человеком, который держал на себе все. Благодаря ей наша семья могла называться семьей, кланом. Когда я рос, я проводил на даче много времени. Мама работала и часто закидывала меня к бабушке. Папа тоже постоянно был на съемках┘ Так что большая часть моего воспитания легла на бабушкины плечи. Она была потрясающим человеком! Ее отношение к жизни оказало на меня огромное влияние. Она привила мне и особое отношение к труду, и любовь к вкусной пище. Кстати, и увлечение живописью во мне – от бабушки. Я отучился в художественном училище несколько лет, правда, до диплома не доучился, но все интерьеры в своих ресторанах делаю сам. Вкус к созданию интерьера прививался тоже бабушкой. Поэтому я стал профессионально делать мебель. Обожаю заниматься интерьером в собственном доме!

– Табуретку сами сколотить способны?

– (Улыбается.) Конечно. Раньше я довольно много предметов выдумывал и делал сам, а потом стал просто рисовать эскизы и отдавать их столярам. А они уже по ним делали всяческие предметы, которые стоят и у меня дома, и у моих друзей, и декорируют мои рестораны┘

– Вы сказали, что почти все детство провели на Николиной Горе, у бабушки. Может быть, вспомните самое яркое впечатление из того времени?

– Знаете, какая сейчас картинка всплывает? Как мы с Егором сидим в двух тазах с теплой водой. Нам года по четыре. Бабушка (мы все ее называли Таточкой) поставила эти тазы из оцинкованной жести во двор, под сосны, и вот мы сидим в них с Егором и смотрим вверх, на гигантские сосны. Мама мне как-то сказала, что Таточка называла Егора Чингисханом, а меня – Лениным. Она это объясняла так: «Степа все строит, а Егор все ломает». (Смеется.)

Еще очень хорошо помню Таточкины заварные пирожные, эклеры! Они были фантастически вкусными, и мы с Егором ждали момента, когда бабушка начинала вкладывать заварной крем в пирожные. А все, что оставалось от крема в кастрюле, она отдавала нам, и мы эти остатки из кастрюли пальцами вымазывали! Это было самое вкусное – есть пальцами заварной крем!

– Вы гурман?

– Причем с детства. Знаете, моя прабабушка, Лидия Павловна, была замужем за грузином и готовила потрясающе! Мама и Маша – это моя тетя – все родительские рецепты запомнили и до сих пор используют их с отменным мастерством. Наталья Петровна Кончаловская шикарно готовила русскую кухню, переданную ей от отца и от деда. Петр Петрович Кончаловский сам коптил окорока и вешал их в сенях... А еще бабушка обожала Францию, много туда ездила и привозила массу рецептов. В том числе и наши любимые с Егором эклеры. Я питался в двух семьях, причем с таким разнообразием, которому в те времена можно было только позавидовать. Таким образом, во мне постепенно вырабатывался вкус к эстетской и вкусной еде. У нас в семье была теплая, уютная атмосфера. И я пытаюсь – иными средствами, конечно – эту теплоту привнести в свой бизнес.

– Вся Москва говорит о неком чуде, рожденном в семье Михалковых–Кончаловских, о водке под названием «Кончаловка». Ей не суждено попасть в меню ваших ресторанов?

– Мы ее уже запустили в производство, она будет изюминкой «Вертинского», его фирменным напитком. Кстати, эта водка настояна на смородине, на ее почках и потом уже на самих ягодах. Она удивительно вкусно и мягко пьется, но потом так ударяет, у-ххх!

– Степан, вы не только ресторатор, вы были талантливым клипмейкером, остаетесь директором киностудии «Art Pictures Group», в свое время вы делали любопытные арт-проекты совместно с Федором Бондарчуком. Может быть, не стоило резко бросать бесшабашную жизнь в искусстве ради бизнеса? Не лучше ли оставаться талантливым, бедным и гордым художником?

– «Бедным, но гордым» – это выражение относится к той категории людей, которая, чтобы выйти за порог бедности, должна непременно поступиться своей гордостью. Мне никогда не приходилось поступаться своими жизненными принципами, чтобы быть небедным.

– Вам повезло – не пришлось себя ломать.

– Да, это везение┘ Я смог так построить жизнь, что помимо материальной выгоды получаю от всего, что делаю, моральное и творческое удовлетворение.

– А почему бы вам не создать комплекс детских ресторанов?

– Это невозможно. Во-первых, дети неплатежеспособны и зависят от родителей. А во-вторых, у меня у самого трое детей, и все они не любят есть. Дети вообще не едоки, их надо заставлять поглощать пищу. Мои дети едят только три блюда – и все! Причем они едят их без удовольствия, как сухой корм.

Недавно мы с детьми были в Малайзии, я выбирал там поваров для одного ресторана. Так вот, Василий и Саша не ели ничего, кроме пекинской утки, потому что в этой утке сладкий соус! За десять дней так ничего другого и не попробовали, зато уток съели штук двадцать! Так что с детьми очень сложно┘ И открывать для них рестораны – занятие бессмысленное! Можно сделать специальное детское меню, но не более.

– Вы хороший отец? Как вы сами себя в этом качестве оцениваете?

– Я хороший отец. (Улыбается.) Я вообще считаю, что единственное, что детям нужно от родителей, – их любовь. В этом все воспитание. Чем больше ты этой любви источаешь – тем счастливее растут твои дети. Словами ребенка не воспитаешь, надо воспитывать делами – на примере собственных поступков. Если слова одни, а поступки другие – дети вырастут лживыми, ну и так далее. Поэтому воспитание детей надо всегда начинать с себя.

– Вас строго воспитывали в детстве?

– Мы воспитывались в довольно строгой атмосфере. Четко знали, что можно, что нельзя. Знали, какие наказания последуют за тем или иным проступком┘

– Но все-таки сознательно нарушали правила?

– Конечно, иначе мы не выросли бы свободными! Наказания бабушки, кстати, были самыми страшными. Она никогда на нас не кричала. Она спокойно и убедительно объясняла, причем подробнейшим образом, что мы сделали не так. И эта спокойная строгость действовала убийственно! Было страшно обидно слушать про себя правду. Причем бабушка никогда не называла тебя бранными словами, она говорила «голубчик» или «милый мой», но в контексте ее рассказа о том, что мы с Егором сделали, – эти слова «голубчик» и «милый мой» звучали ужасающе, они разили наповал. Хотя голос бабушки был красивым, мягким и интеллигентным.

– Как ваши дети относятся к своей такой молодой и красивой бабушке Анастасии Александровне?

– Они ее называют Нана. Это был ее приказ! А красивая она или нет – они не понимают. Просто любят за то, что она их бабушка.

– Скажите, в отношениях с людьми вам свойствен снобизм? У вас такая родословная, такие именитые братья и сестры! К тому же вы руководитель. А вокруг самые обычные люди...

– Мои сотрудники считают меня достаточно демократичным. Но снобизм мне свойствен, и я с ним борюсь. А вот как руководитель я вынужден быть тоталитарным персонажем – иначе работа не пойдет. Постоянно приходится на кого-то давить, с кем-то ругаться. Я жесткий руководитель, но не сноб. И умею уважать своих сотрудников, всегда иду им навстречу.

– Ваш приятель Федор Бондарчук утверждает, что он по своей человеческой природе ну чистый князь Мышкин. Вы бы с кем себя сравнили?

– Ой, во мне столько всего намешано. Я и Обломов, и Штольц┘ (Машет рукой.)

– Последний вопрос. Самый приоритетный вид профессиональный деятельности для вас сегодня?

– Сейчас – это ресторанный бизнес. Не исключаю, что наступит момент, когда на первое место выйдет кинобизнес. Но в жизни вообще для меня приоритетнее не бизнес как таковой, а возможность существовать так, как я хочу, иметь ту степень свободы, которая позволяет мне чувствовать внутреннюю гармонию и ни от кого не зависеть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2269
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5064
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2784
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3214

Другие новости