0
770
Газета Антракт Интернет-версия

17.11.2006 00:00:00

Эксклюзив приглаженный

Тэги: фото, выставка, брежнев, мусаэльян


фото, выставка, брежнев, мусаэльян Назад в прошлое.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В Государственном историческом музее открылась выставка «Генсек и фотограф», приуроченная к грядущему столетнему юбилею Леонида Брежнева. Обещали эксклюзив. Однако работы личного фотографа генсека – спецкора ТАСС Владимира Мусаэльяна не избежали справедливой критики в прессе. Общий смысл – никакого эксклюзива, протокол, обусловленный не то строгими требованиями идеологов режима, не то личным восхищением фотографа перед своим персонажем, заставляющим избегать вольностей, иронии, даже легкого юмора и как следствие – живой жизни вообще. Сюжеты канонические, предсказуемые – вождь и дети, вождь и другие вожди, вождь и дом. Нет исторического осмысления личности, эпохи. Нет и художественного ее осмысления. Выставка не дышит. Это странное и страшное чувство.

Арт-критики в унисон: «Дежавю!» Нет, дежавю – это когда времена возвращаются. Когда же возникает то, что никуда не уходило, называется это как-то иначе. Времена не возвращаются, просто они не меняются в России. Звучит также оправдательное: куда нам осмыслять эпоху Брежнева, мы, мол, еще со Сталиным не разобрались. Время нужно. Должная историческая дистанция.

Вот жизнь вождя как простого хорошего человека. Он на охоте. Кадр выверен, приглажен – не то чуткой рукой исторической конъюнктуры, не то – трепетным отношением самого фотографа к государственному долгу. Скорее всего и то, и другое. Критика возможна только на расстоянии. Близость ведет к близорукости. Мусаэльян был максимально приближен, а значит – обременен высоким доверием.

В приглашении на выставку кратко описывался трудовой путь фотографа от простого рабочего к человеку, чьему глазу стал доверять генсек. Безмерно. На трапе самолета, перевозившего на борту Брежнева, сначала появлялся Мусаэльян. К этому привыкли все. Появляется вождь – вспышка. Но, кажется, мгновение не остановлено, а сначала убито. Застой.

Вот фото, где построилась вся семья, в скромных для «сибарита Брежнева» интерьерах советской квартиры. У каждого в семейном альбоме хранится подобное – дедушка, бабушка в центре. Интереснее всего детей и внуков изучать. Их глаза, как и глаза случайных пионеров на коллективном снимке во время визита вождя в «Артек», – живые. Пожалуй, только эти глаза и сверлят предательски упрямые дыры в приглаженном образе времени. Ломают систему, рушат миф. Что стало с теми, кому в 1978-м было десять? Эти чертики в глазах у белобрысого хулигана с перекошенным галстуком остались в зрелости? Или глаза потухли, смирились, успокоились, были приведены к общему знаменателю? Только эти глаза и добавляют что-то новое к традиционному жанру парадного портрета. Портрета государственной важности. В сущности, в этом не виноваты ни персонаж, ни фотограф.

Придворный художник – это не профессия и даже не призвание – это судьба. А сакральный смысл фигуры вождя в нашей стране слишком велик, чтобы попытка представить его простым смертным была бы успешной. И дело даже не в невозможности избежать идолопоклонничества и быть честным. Жизнь выхолащивается оттуда не потому, что ее там не было, а потому, что быть не могло. Закон жанра. Не больше. Но это единственно непреложный закон в стране, живущей мифами и преодолением мифов собственной же истории.

Еще один внесистемный персонаж на выставке – Галина Леонидовна. Слишком живая и слишком яркая для идиллических картинок из жизни генсека. Глядя на нее, сразу вспоминаешь все, что любят показывать в модных нынче документальных фильмах из-за Кремлевской стены. Мол, последняя советская принцесса «торговала джинсами и дубленками», любила бриллианты. Кутила, слыла светской львицей. Было или нет – не важно. Главное, что сами эти детали добавляют жизненных красок к магистральному сюжету о жизни заложников Большой Власти. Как и сама судьба Галины Брежневой, последовательно искавшей свою вторую половину среди циркачей и фокусников. То есть людей заведомо внесистемных, противопоставленных социуму по факту. Словом – талантливое жизнетворчество. Только и это все за кадром.

А обещанный эксклюзив оказался обманом, фикцией, симулякром. Его там быть не могло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
821
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
964
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
475
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
324

Другие новости