0
2481
Газета Антракт Печатная версия

30.06.2017 00:01:00

По оврагу на плотах [+ФОТО]

Как современное искусство внедряют в промышленный город

Тэги: современное искусство, городская культура, выкса, фестиваль, арт овраг


В этом году фестиваль открывали арт-плоты.	Фото автора
В этом году фестиваль открывали арт-плоты. Фото автора

«Вот где жизнь кипит», – думаешь, глядя из будки на котел с чугуном. В Нижегородскую область, в Выксу, мы отправились смотреть, как в город посредством фестиваля «Арт-Овраг» внедряют современное искусство, но впечатления от заводских цехов составили сильную конкуренцию всем прочим. На заводе, к слову, есть даже своя шуховская башня. На поезде до Владимира, дальше часа три автобусом – и вы на месте: история Выксы уходит корнями в XVIII век, когда братья Баташёвы начали развивать здесь металлургическое производство, вокруг которого сложился нынешний моногород. Над ним из трубы вьется желтый дым.

«Арт-Овраг» – фестиваль городской культуры, финансируется преимущественно благотворительным фондом здешнего металлургического завода, чтобы и специфику Выксы обыграть, и оживить культурную жизнь, начиная с городской среды. «Овраг» – поскольку первый выпуск устроили в овраге местного парка. Живет фестиваль по принципу «пятилетку – за три года» – в том смысле, что кураторы меняются раз в три года. В нынешнем, седьмом по счету «Овраге» бразды правления взяли Юлия Бычкова (продюсер) и Антон Кочуркин (куратор), многим известные про проходящему в Калужской области «Архстоянию». Местные власти на фестиваль возлагают надежды, на открытие приезжают чиновники, говорят разные слова, считают оставшиеся в городе с прошлых лет арт-объекты – их уже около 80. В городе, где застройка многоэтажками перемежается деревянными домами с резными наличниками, то и дело на боковых фасадах этих самых панельных зданий видишь росписи уличных художников, что остались от прежних «Арт-Оврагов». Не казенные граффити, а часто смешные – с деревянной резьбой окон на глухой стене многоквартирного дома, часто заковыристые –  как гигантский фламинго с закрученной в тугую спираль шеей. Есть здесь и «Сказка о потерянном времени» Паши 183, молодого художника, одного из самых известных в России стрит-артистов, которого не стало в 2013 году.

Site-specific, искусство, которое приноравливается к особенностям места, – интересный жанр, хотя и с подводными камнями. Выкса, где с одной стороны промышленное производство, а с другой – созданные когда-то для него живописные искусственные озера, в этом году пополнилась граффити Миши Most'a, заявку которого выбрали среди 260 других, присланных из 34 стран. По причине немыслимого доселе в мире охвата в 10 тыс. кв. м мурал, как его называют, тут же занесли в Книгу рекордов России и в Книгу рекордов Европы – теперь вот ждут ответа от Книги рекордов Гиннесса... Роспись, сделанная при содействии известного в Москве объединения «Артмоссфера» и Сабины Чагиной, проводящих биеннале стрит-арта, вольготно примостилась на стене заводского цеха; там на ней всякие цветные как бы подписи, словно быстро на черновике оставленные, как бы заводские служащие в касках, огромные кубы и лента Мебиуса – и все это отдает эстетикой фантастических фильмов. Только вот этот опус по причине пропускной системы режимного объекта увидеть вблизи нельзя. Выйти из положения решили с размахом, подобающим размерам граффити. Обещают выстроить вышку за пределами завода. 

Другая инициатива кураторов нынешнего фестиваля, его темой объявивших «Акваторию», – арт-плоты. Они с чувством собственного достоинства выруливали откуда-то издалека, пускали приветственный фейерверк из разноцветного дыма – мы ждали на берегу в дождевиках. Чтобы надежда дождаться не истаяла вовсе, я решила настроиться на романтический лад, ну, как будто все мы тут не просто под дождем стоим, а ждем Алые паруса. Это не вполне мне удалось: бегавшие в толпе юноши начали, как на утреннике, призывать кричать в ответ плотам что-нибудь тоже чрезвычайно духоподъемное вроде «привет» и «ура»... Вместо Алых парусов приплыла наконец красная прищепка, и она, словно сыгравшая в Гулливера с лилипутами и сделавшаяся из маленьких прищепок на фестивальных открытках огромным плотом, ожидания, как в таких случаях говорят, оправдала. С функциональной (само)иронией. Это – одна из точек пересечения фестивального формата, каким его видят кураторы и каким он бывает сейчас почти везде, с неизменными мастер-классами, фудтреками и прочими радостями выходного дня, – и самого города. Плот «Летающая прищепка» придумала и победила с ним в конкурсе местная жительница, студентка Екатерина Кулева, и он не уступал ни «лунному», со сферой из зеркальных осколков, плоту Леонида Тишкова, недавно получившего в Москве премию «Инновация», ни напоминающему отчасти эшеровскую графику черно-белому лестничному плоту у архитектурного бюро Wowhaus, ни плоту, оснащенному Жан-Филиппом Пуаре-Виллем спиралями с зелеными насаждениями. Через сутки на этих же плотах, сдвинув их посреди озера так, чтобы люди фланировали с одного на другой, устроили фуршет. Замерзших отпаивали глинтвейном, разгоряченных – шампанским. Но вообще-то их создали, чтобы катать выксунцев, например, на местные пляжи. Короче говоря, отправят в плавание к местному бизнесу.

Антон Кочуркин говорит: смысл – показать искусство не сложное, а понятное. Пока на открытии фестиваля ждали плоты, на суше случился перформанс «Встреча» (театральную программу курировал Юрий Муравицкий, во «встречном» мероприятии на плотах плыли Liquid Theatre, «Пакава Ить», «Театр ТУТ» и «Театр Вкуса»). Ватага детей под дождем беспокойно металась то по площади, то по пристани, стоявший передо мной совсем юный зритель вопрошал: «Мам, а чего это они?» Лучший вердикт. Следующим вечером Liquid Theatre устроил уличное шоу «SVaDьБа», громкую и на этот раз весьма задорную вариацию на тему итальянских страстей в большой сицилийской семье по конкретному поводу – с боевой невестой, способной всех обидчиков раскидать посреди площади Металлургов.

В Выксе в этом году появилась и своя арт-резиденция, модное сегодня явление, которое здесь будет развивать Алиса Багдонайте, известная, в частности, как куратор владивостокского центра современного искусства «Заря». Пока во дворе стоят характерные железные объекты Ивана Горшкова, а в доме (прежде там была гостиница для приезжавших вести дела на заводе) идет выставка Виктории Бегальской и Александра Вилкина, в конце года приедут Ольга и Александр Флоренские – чтобы делать о Выксе книгу. А работы из арт-резиденции поступят в фонд современного искусства в коллекции Усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых (куда на фестиваль Политехнический музей привез выставку «Можно из-под крана?» – о воде с научной точки зрения и с точки зрения современных художников). Но главное, будет объявлен и open call – так надеются стимулировать творческую активность среди выксунцев. А Юлия Бычкова мечтает отвезти результаты даже на следующую Венецианскую биеннале... В самом же промышленном городке она хочет устроить биеннале арт-дворов: участвовать в переформировании городской среды будут сами жители.

Новая фестивальная команда говорит, для них этот год – пробный, нужно смотреть, чего хотят горожане, и, по словам Бычковой, в 2018-м выйти «на этап полезного искусства». Ну, а видящим все это со стороны, в свою очередь, хотелось бы, чтобы здесь в конце концов сформировалась конкурентная по части культурного досуга среда.  

Выкса–Москва




Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимир Путин подтвердил устойчивость Вячеслава Гладкова

Владимир Путин подтвердил устойчивость Вячеслава Гладкова

Татьяна Астафьева

0
1792
В аэропорту Сочи станет прохладнее

В аэропорту Сочи станет прохладнее

Андрей Гусейнов

Воздушную гавань оснастили новым климатическим оборудованием

0
1639
Абсолютный Chekmate

Абсолютный Chekmate

Дмитрий Литовкин

МАКС и Военно-морской парад в Петербурге показывают вектор развития

0
3636
Черная суббота князя Боргезе

Черная суббота князя Боргезе

Владимир Щербаков

Как торпедный катер «Д-3» одним ударом сократил итальянский флот

0
8631

Другие новости

Загрузка...