0
2438
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.04.2007 00:00:00

Невертикальная мобильность

Сергей Зуев

Об авторе: Сергей Зуев - проректор Российско-британского университета, эксперт ЦСИ ПФО, эксперт Совета Европы.

Тэги: вуз, образование


В последнее десятилетие в обсуждениях системы высшего образования одной из основных тем стал процесс «массовизации». Уже пару лет назад, согласно статистике, число абитуриентов, принятых в высшие учебные заведения, практически сравнялось с числом выпускников средней школы. Высшее образование по социальному статусу занимает в общественном сознании место, которое ранее отводилось среднему.

Массовизация образования

Процессы, происходящие в России, в этом отношении не отличаются от мировых. В середине прошлого века даже в наиболее развитых в образовательном отношении странах Западной Европы доля студентов в составе всего населения не превышала 0,1%. Ситуация стала быстро меняться с начала 60-х. К началу 80-х эта доля возросла до 2,5–3% населения. Тогда же началась «массовизация» высшего образования по всему миру. Невероятными темпами растет образовательный сектор в сегодняшнем Китае. Закон об обязательном среднем образовании был принят в КНР только в 1985 году, но уже сейчас почти 20% выпускников школ поступают в вузы, а в стране насчитывается более 20 млн. студентов. За 50 лет количество вузов в стране увеличилось в 10 раз.

Образование – путь к карьере

Однако за очевидным фактом тотальной массовизации образования все более отчетливо вырисовывается тенденция, вступающая с этим фактом в противоречие. Высшее образование становится очень разным – не только в смысле качества и даже не в смысле ориентации различных вузов на различные же пласты учебного материала и приоритеты учебного процесса. Речь идет о диаметрально противоположных мотивациях, лежащих в основе решения получить высшее образование.

Большинство родителей современных абитуриентов опирается на представление о высшем образовании как о вторичном, хотя и важном элементе заданного жизненного проекта, который сводится к формуле «высшее образование – хорошая работа – успех в жизни». Главный в этой триаде – второй элемент, именно через его фокус значительное число получателей образовательных услуг оценивают их качество и все сопутствующие ему элементы образовательного процесса. Не столь многочисленными, но лежащими в той же логике являются случаи приверженности социальной или семейной традиции – будущая профессия уже выбрана, а образование выступает в качестве необходимого условия для реализации готового проекта.

Наиболее эффективной стратегией в этом секторе рынка образовательных услуг является форма корпоративного образования, связанного с максимальной поддержкой и укреплением причинно-следственной связки «успешное обучение – гарантированная карьера». Мобильные и успешные корпорации начинают свою кадровую политику на ранних этапах обучения специалистов, следствием чего становятся все более многосторонние и устойчивые связи бизнеса и современных вузов – предпринимателей. Другое дело, что сейчас понятие компетенции – как индивидуального набора человеческих качеств, позволяющего самостоятельно осваивать любые профессиональные и социальные пространства, – является избыточным по отношению к этой образовательной стратегии. Здесь скорее уместно говорить о квалификациях. Да, высокого порядка. Да, уникальных в рамках той или иной профессиональной карьеры. Но заданных и описанных в рамках уже сложившегося рынка труда.

Образование – путь к свободе

Не столь очевидна, но крайне важна альтернатива, в основе которой лежит другой тип мотивации, опирающийся на иную систему ценностей. Ключевым словом здесь является «мобильность». Не в упрощенном понимании, связанном с возможностью перемещений из университета в университет или с практикой студенческого и преподавательского обмена. И даже не в смысле наличия или отсутствия «вертикальных лифтов», что решается в рамках корпоративного образования. Речь идет об увеличении степеней свободы – профессиональной, социальной, географической в конечном счете, – которые дает тот или иной уровень образования. Ключевым становится вопрос содержания – то есть тех обретаемых личностных качеств (компетенций), которые позволяют мобильно и успешно адаптироваться к различным не только профессиональным, но и культурным средам. Именно на этом вырастает принцип непрерывности образования, который декларирует возможность многократной смены рода занятий, возможность частичной занятости и, как следствие, повышенное внимание к индивидуальным стилям и образам жизни, склонность к эксперименту, «жизненному предпринимательству».

Целый ряд черт мировой образовательной системы способствует росту спроса на такую мобильность. Это и стандартизация систем оценивания, позволяющая выстраивать свою личную образовательную (и, заметим, жизненную) программу независимо от особенностей конкретных национальных систем образования. Это переход к предложению индивидуализированных образовательных сервисов. Это заметное повышение популярности факультетов и колледжей liberal arts (свободных искусств), работающих не в установке на конкретную карьеру, а на создание креативной, чаще всего гуманитарной среды. Процессы эти во многом спровоцированы потребностями корпоративного сектора, но порождают целый веер возможностей, не предусмотренных в рамках данного проекта.

Образование в этой системе ценностей и мотиваций перестает быть инструментом. Оно само становится замыкающим контуром и превращается из места подготовки к будущему в самоценный и уникальный опыт выбора.

Типы образовательных систем

В нынешней российской ситуации сосуществуют – с различной степенью выраженности – как минимум три различные образовательные системы. Во-первых, это традиционный сегмент, доставшийся в наследство от периода индустриализации и потребности в массовых квалификациях для ее осуществления (собственно массовый). Во-вторых, корпоративный сектор, предъявляющий повышенные (по сравнению с массовым) требования к качеству подготовки и ставящий акцент на формировании новых управленческих и политических элит. Видимо, основные усилия и ресурсы в краткосрочной перспективе будут сосредоточены именно здесь.

Но выявляется и иная возможность. Основным ее акцентом становится внимание к гуманитаризации образования, направленного на индивидуальный поиск собственной жизненной трассы – помимо готовых рецептов, которые предлагает сложившаяся машина применения навыков, знаний и квалификаций. В ее основе – внимание к индивидуальному содержанию и гуманитарным практикам, позволяющим свободно двигаться по пространству появляющихся возможностей: профессиональных, культурных, стилевых и иных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
559
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
518
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
607
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
546