19.05.2004 00:00:00

Большой Взрыв, которого не было

Тэги: космос, галактика, квантовая теория, чечельницкий

космос, галактика, квантовая теория, чечельницкий Явление разбегания галактик, открытое Хабблом, возможно, только оптический обман.

Большого Взрыва не было. Сколько-то там – говорят, около 18 – миллиардов лет назад Вселенная не представляла собой сжатый в точку супермассивный шарик, который потом в один прекрасный для нас момент бабахнул, разлетелся ко всем чертям в разные стороны, породив по пути звезды, галактики и вообще все, что мы видим сейчас вокруг. И Вселенная соответственно тоже не разлетается. Закономерности разбегания галактик, установленные в 1929 году знаменитым физиком и астрономом Эдвином Хабблом, основанные на эффекте Доплера, говорят не о скорости, с которой от нас удаляются галактики и квазары, а о процессах, которые происходят внутри них.

Так считает российский астрофизик Александр Чечельницкий. Он утверждает, что это заявление основано не на каких-то особенных мудрых размышлениях, а на опубликованных результатах астрофизических наблюдений. То есть его можно экспериментально проверить... Одна только неувязка: Александра Чечельницкого никто не слышит, и никто не собирается проверять его умозаключения.

Потому что на нем клеймо. Довольно гнусное. Он – маргинальный ученый.

Для защиты от маргинальных ученых в науке давно разработана процедура, которая, как и демократия, плоха, но лучше ее все равно ничего другого не придумано. Чтобы заявить свою точку зрения и чтобы эту точку зрения прочли, человек должен опубликовать ее в специальном журнале, желательно с высоким рейтингом. А там сидят признанные специалисты, которые по буквочкам все разберут и оценят, стоит или не стоит публиковать.

Грустновато только, что в этой системе под рубрику маргинальных ученых вместе со всякими психами, жуликами и просто не очень понимающими, что они несут, время от времени попадают люди, которые говорят действительно серьезные вещи, которые не воспринимаются теми самыми специалистами как серьезные. Это просто чудо, что в начале прошлого века некий никому не известный австриец по имени Альберт, жалкий сотрудник патентного бюро, умудрился опубликовать в рейтинговом журнале свою работу под названием «Электродинамика движущихся тел». Утверждают, что опубликовал он ее исключительно по знакомству. Потом эта статья стала знаком всего столетия, идеи Альберта (по фамилии Эйнштейн) стали называться «Теория относительности», он перевернул мир и до сих пор, со своего знаменитого портрета демонстрирует нам свой длинный, треугольный, черно-белый язык.

Поначалу Александр Чечельницкий стал дергать нас, журналистов, в начале восьмидесятых, когда посмотрел на орбиты Солнечной системы и вдруг обнаружил, что если разделить расстояния планет от Солнца на восемь тысяч солнечных радиусов, то получатся исключительно целые, в редких случаях полуцелые числа. Это могло иметь только одно объяснение – в мегамире, точно так же, как и в микромире, работают законы квантовой механики. Единственное, что непонятно, почему они не работают в мире с промежуточными размерами, то есть в нашем. Почему, если мы направляем фонарик на объект «Икс», объект «Игрек» по-прежнему остается в тени?

Сказать такое – все равно, что пукнуть в приличном обществе, и ученые, как люди вполне приличные, предпочли этого сообщения не заметить. Чечельницкий, человек очень активный, опубликовал по этому поводу книгу. Ее, может быть, и прочли, но не признались, и ссылок на нее не было. Может быть, хотя вряд ли, там все и ерунда, но если человек обращает ваше внимание на уже зафиксированные данные, то вы хотя бы проверьте – а вдруг он прав?

Сегодня Чечельницкий – гражданин мира, живущий, подобно Виктору Пелевину, в Германии и еще бог знает где, но приквартированный к Объединенному институту ядерных исследований, то есть к Дубне, обратил внимание на квазары. Идей он не выдумывает, а выводит их из запротоколированных наблюдений, его слова можно проверить.

Квазары – это кластеры галактик, очень от нас удаленные и потому очень древние. Именно наблюдая квазары, Хаббл обнаружил явление красного смещения в их спектре, которое позволило ему утверждать, что галактики разбегаются. Сначала по этому смещению только и могли астрономы определять расстояние до объектов – чем оно больше, тем они дальше. Сейчас, говорит Чечельницкий, возникло штук пять новых способов измерения этого расстояния, независимых от красного смещения, и выяснилось, что все не совсем так. Выяснилось, что красное смещение увеличивается не пропорционально расстоянию, а по-другому – график имеет пики.

Все это соответствовало квантовой мегадинамике, которую проповедует наш герой. Получалось, что этот самый красный сдвиг определяется не расстоянием до объекта, а его «температурой» – тем, как светят звезды, тем, с какой скоростью они движутся, и так далее. И никакого отношения к расстоянию от нас это не имеет. То есть звезды, грубо говоря, крутятся очень быстро, но стоят на месте, никуда ни от кого не отдаляясь. А стало быть, никакого Big Bang (Большого Взрыва) не было – увы всем, кто потратил на него время.

Я спросил одного ученого – не маргинального и много мной уважаемого, – что он думает по этому поводу. Ученый странно на меня посмотрел и заявил, что надо, чтоб такие вещи были опубликованы в специальных журналах. Я сказал: ну, конечно, это опубликовано в специальном журнале, причем не каком-нибудь, а в главном коспаровском издании Advanses Space Research.

«Да? – скучно сказал мой собеседник. – Ну надо же!»