0
1645
Газета Наука Интернет-версия

23.06.2004 00:00:00

Природа не терпит простоты

Тэги: генетика, сообщество, наука


Начиная с этого года в генетике начинается новая эпоха. Еще в канун Рождества-2003 эксперты журнала «Сайенс» предупреждали о небывалом увеличении потока генетической информации и об острой необходимости увеличить этот поток во много раз – иначе ученые просто не смогут разобраться, как работает такое суперсложное устройство, как хромосома, чем виды отличаются друг от друга, что, наконец (кроме труда, естественно), сделало человека человеком и даже несколько отличило его от шимпанзе.

Прогноз сбывается. Об этом сообщил участникам проходившего на прошлой неделе Третьего съезда Вавиловского общества генетиков и селекционеров директор Института молекулярной генетики РАН, академик Евгений Свердлов. Информация хлынула просто невероятным потоком, прочитаны (хотя далеко не поняты) геномы не только человека, но и множества других животных – шимпанзе, мыши, свиньи, собаки, комара, коровы и бог знает кого еще, – а в очереди уже сейчас выстроился целый Ноев ковчег. При всем при том у Природы выявились нетрадиционные пристрастия – она, оказывается, не терпит не только пустоты, но также и простоты, к которой мы так все с вами стремимся.

Сценарий, по которым строится один-единственный белок по спецификациям, записанным в геноме, просто ошеломляет. Чтобы справиться с возникающим (если уже не возникшим) информационным тромбом, ученым нужны новые информационные технологии, новые подходы, методики, приоритеты; даже вопросы Природе им придется задавать немного другие.

– Какое вы видите место для российской генетики в этой новой эпохе? – спросил корреспондент «НГ» Евгения Свердлова.

– Для нас это исторический шанс восстановить свои позиции в мировой науке, – уверен академик Свердлов. – Если в предыдущие годы любое серьезное открытие в генетике требовало гигантских затрат, то теперь понадобились уже не только деньги, но и идеи, а в этом российские ученые всегда были традиционно сильны. Здесь мы уже стоим на равных с остальным миром – мы имеем суперкомпьютеры, недавно мы вошли в мировую научную сеть ГРИД┘ Наши ученые имеют здесь возможность соревноваться на равных и немалые шансы занять достойное место в мировой генетике.

А вот это уже вопрос – насчет достойного места. Если какие-то результаты ею и производятся, то на общем триумфальном фоне они остаются практически не замеченными. Тут нужны большие мозги и большие деньги. Большие мозги уплыли или съедены недоброжелателями, а денег, даже не очень больших, пока что нет и неизвестно, когда будут. Но, как это ни странно, российское генетическое сообщество все-таки существует. Нельзя сказать, чтобы оно процветало, но на упомянутом съезде присутствовало просто колоссальное количество исследователей. Целую неделю они оккупировали сразу несколько аудиторий в очень представительном, но уже несколько подержанном здании биофака МГУ имени М.В. Ломоносова и предавались пересказыванию друг другу сути своих работ.

По словам крупного питерского генетика, члена-корреспондента РАН Сергея Инге-Вечтомова, на тот момент президента ВОГиС (он был переизбран, и его пост занял академик Владимир Шумный), здесь было много «интересных сообщений», но особо выделить какое-нибудь одно он поостерегся. Так что – нормальный съезд, нормальная конференция. Хотя здесь присутствует дополнительная составляющая: такой съезд – довольно редкое событие, происходящее всего раз в четыре года, он важен еще и потому, что в жизни ученого он представляет собой некую важную веху.

Вавиловское общество генетиков и селекционеров – третья инкарнация общества, основанного Николаем Вавиловым, и было учреждено в 1994-м году. После сталинских гонений, тюрем и расстрелов советская генетика стала возрождаться не сразу, настоящий ее расцвет начался только со свержением Хрущева, для которого Лысенко был непререкаемый авторитет.

Кстати, буквально сразу после окночания работы съезда, квартальный академический журнал «Вопросы истории естествознания и техники» во втором номере за этот год, завершил первую публикацию дневников брата Николая Вавилова - Сергея. До самого последнего времени дневники хранились в семье ныне покойного сына Вавилова Виктора Сергеевича, не желавшего предавать их огласке.

Опубликованные фрагменты, относятся к двум историческим периодам: 1909–1916 и 1939–1951 годы. В течение первого из них Вавилов поступил в МГУ, чтобы затем прервать учебу и отправиться на фронт Первой мировой войны. Второй период охватывает наиболее важные события жизни ученого: арест и потрясшая его гибель брата, ученого-генетика с мировым именем Николая Ивановича Вавилова, избрание на пост президента АН СССР, открытие черенковского излучения, удостоившееся впоследствии нобелевских наград, ≈ и все это на фоне Второй мировой войны и связанных с нею невзгод.

В 1966 году было учреждено Всесоюзное общество генетиков и селекционеров им. Н.И. Вавилова, но и ему предстояло распасться в 1992 году вместе с распадом Советского Союза.

– Здесь мы немножко припозднились, – признался корреспонденту «НГ» Сергей Инге-Вечтомов. – Мы не сразу опомнились от удара и только в 1994 году, узнав, что во всех бывших советских республиках уже есть генетические общества, решили возродить свое. Первый съезд проводили в 1996 году.

Но все-таки возрождения особого не чувствуется. Если предыдущий ВОГиС насчитывал десять тысяч членов, то теперь, по словам Инге-Вечтомова, их только полторы тысячи. Динамика отрицательная. К тому же средний интеллектуальный уровень из-за многолетней утечки мозгов должен быть, по идее, существенно ниже прежнего.

Тут, правда, деталь. Всеми декларируемого оттока молодых и исчезновения «среднего звена» (ученых среднего возраста, которые в основном-то и делают науку) корреспондент «НГ» на съезде генетиков не заметил. В примерно равных пропорциях там были представлены и благородные седины или лысины мэтров, и энергично блистающие очки сорокалетних, и самый разношерстный генетический молодняк.

– Ничего странного здесь нет, – пояснил академик Свердлов. – Утечка мозгов, конечно, была, и мощнейшая, но затронула она, главным образом, столицы. На периферии, даже в таких крупных центрах, как Новосибирск, она сказалась существенно меньше. Молодежь, которую вы видите здесь, это либо нестоличные исследователи, либо студенты МГУ, которые, кстати, тоже в подавляющем большинстве оттуда. И, кстати, насчет утечки. Конечно, уезжали самые лучшие, но вместе с ними уехали и самые проворные, что не так-то уж и плохо».

По мнению Свердлова, сообщество российских генетиков здоровым, конечно, назвать нельзя. Ему присуще много минусов, таких, например, как резкое расслоение между действительно серьезными исследователями и представителями так называемой «серой» науки – тех, кто раз за разом реплицирует уже известные результаты «под новым углом зрения». Однако такое расслоение наблюдается во всем мире. Свердлов считает, что это сообщество пострадало в основном только количественно, а его интеллектуальный уровень остался прежним.

– Наши генетики вполне способны принять вызов новой эпохи, – заключил он. – Вопрос только в том, чтобы не опоздать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1079
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2970
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1666
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2030

Другие новости