12.04.2006 00:00:00

«Темные шары» – аккумуляторы пространства

Тэги: космос, звезды, темная энергия

космос, звезды, темная энергия Часть 'темных шаров' до сих пор находится внутри звезд – такова суть гипотезы европейских ученых.
Фото из книги «Красота фракталов», М., «Мир», 1993 г.

Новое объяснение тому, как устроена «темная материя» – невидимое вещество, из которого, возможно, состоит значительная часть Вселенной, предложили двое физиков-теоретиков из Швеции и Германии. По их мнению, ее основу составляют сверхплотные «темные шары» диаметром около 20 сантиметров и массой около 100 миллионов тонн, которые могут быть «спрятаны» внутри звезд.

Если верить теории Колина Фроггатта и Хольгера Нильсена, «темные шары» возникли в первую секунду после Большого взрыва (то есть примерно 18 млрд. лет назад). В этот момент могло появиться несколько разновидностей вакуума, в равной степени способных вмещать материю. Области пространства, заполненные вакуумом различного типа, оказались разделены особыми «доменными стенками», которые затем свернулись, захватив некоторое количество протонов и нейтронов. Из них при сжатии образовывались легкие ядра, которые, в свою очередь, вступали в реакции термоядерного синтеза. За счет выделившейся энергии небольшое количество ядер смогло покинуть область вакуума и стать «обычным» веществом. Остальные же ядра остались в прежнем состоянии и составили так называемую темную материю.

Данные последних лет говорят о том, что приблизительно 75% энергии, которой располагает Вселенная, приходится на космический вакуум, а 20% – это темная, или скрытая, материя. Она не светится, поэтому ее и назвали темной. Таким образом, вещество, из которого состоят Земля, Солнце, другие планеты, оказывается, занимает ничтожную долю того, что есть на самом деле – не более 5% всего сущего.

«Гипотетические «темные шары», возможно, представляют собой разновидность одного из самых загадочных объектов Вселенной – черных дыр, способных подобно мощным космическим пылесосам поглощать всю материю, спутники, планеты, звезды, которые осмелились приблизиться к ним на опасно короткое расстояние, – поясняет доктор физико-математических наук, заместитель директора Государственного астрономического института им. Штернберга Игорь Герасимов. – Чем плотнее такой объект и соответственно мощнее его магнитное поле, тем «длиннее» распространяемые им космические «щупальца». Пытаясь пролить свет на тайну черных дыр, астрономы создали теорию суперструн, согласно которой, очутившись в поле действия такого объекта, возможно почти фантастическое путешествие во времени, проникновение в иные измерения и так называемые параллельные миры. Однако, если до последнего времени считалось, что обратного пути объектам, угодившим в зону влияния черной дыры, нет, сейчас взгляды ученых изменились. Недавние исследования, проведенные с помощью мощных орбитальных и земных телескопов, показали: часть света каким-то образом оттуда вырывается. Механизм этого феномена пока непонятен. Примерно то же самое происходит, по всей видимости, и с «темными шарами».

Но что же случилось с ними после Большого взрыва? Часть «темных шаров» до сих пор находится внутри звезд – такова суть гипотезы европейских ученых. «Шары» обмениваются с ними веществом и энергией, но их совместное существование может закончиться взрывом. Изолированные шары вне звезд также неустойчивы и могут стать причиной рентгеновского и гамма-излучения, источники которого астрономы пока обнаружить не в состоянии.

Но, если все это так, «темные шары» могут оказаться как заключенными внутри Солнца, так и свободно разбросанными по нашей галактике. Эту новость нельзя назвать хорошей: ведь опасность неожиданного взрыва не добавляет человечеству поводов для спокойной жизни на Голубой планете.

«Научное открытие не должно быть поводом для паники, – полагает Игорь Герасимов. – Во-первых, пока что нет оснований полагать, что все обстоит именно таким образом. Во-вторых, в любом случае лучше быть вооруженными знанием, нежели пребывать в неведении. Во всех случаях возможность взрыва родного светила значительно ниже, чем, например, астероидная или экологическая опасность. Теория «темных шаров» – это важный шаг в направлении изучения вещества Вселенной, возникновения светил и планет, в том числе Земли и Солнца».