14.02.2007 00:00:00

Двухэтажный динозавр

Тэги: чаттерджи, курочкин, микрораптор, динозавры

чаттерджи, курочкин, микрораптор, динозавры Реконструкция четырехкрылого динозавра Criptovolans.
Источник: russiantoronto.com

Считается, что первые птицы на Земле скорее всего произошли от хищных динозавров. С этим с недавних пор согласны многие палеонтологи. Им только непонятно было сначала, каким образом у динозавров появилась необходимость осваивать третье измерение и, главное, каким образом они ее реализовали. Сначала думали, что первый дино-авиатор, обросший перьями для тепла, по какой-то причине очень быстро побежал, при этом отчаянно размахивая раскинутыми передними лапами, неожиданно для себя взлетел, и это ему понравилось. В дальнейшем страсть к полету закрепилась эволюционно.

Однако впоследствии в Китае, в провинции Ляонин, было раскопано несколько динозавровых скелетов, у которых задние конечности были снабжены «аэродинамическими» перьями. Во время быстрого бега задние конечности расставить, да еще размахивать ими, никак нельзя, так что гипотеза быстрого разбега рухнула. Ее место заняла другая, по которой воздушный полет впервые был освоен микрорапторами – маленькими динозавриками, жившими около ста миллионов лет назад, обитавшими на деревьях и при необходимости перелетавшими, а скорее всего планировавшими с ветки на ветку, с дерева на дерево. Хотя скелетов микрорапторов было найдено аж шесть штук, но все они имели вид нетоварный, и палеонтологам с большим трудом удалось установить, как они выглядели. Это были маленькие, но очень хищные создания, все тело у них было покрыто пушистыми перьями, а все четыре конечности снабжены оперением, приспособленным для аэронавигации. Они, похоже, планировали, разведя конечности в стороны, или летали, махая ими наподобие современных стрекоз, только были эти «стрекозы» размером с курицу или гуся.

Эту, еще более красивую гипотезу вдребезги разбили описанные в 2003 году также из Китая, из провинции Ляонин, и относительно хорошо сохранившиеся скелеты микрораптора Microraptor gui, жившего в меловом периоде примерно 125 миллионов лет назад.

Палеонтолог Шанкар Чаттерджи из Техасского технического университета сделал то, до чего не додумались его коллеги и что, пожалуй, следовало бы сделать в первую очередь, раз уж речь идет о полетах, – пригласил специалиста по аэродинамике, авиаинженера Джека Темплина и вместе с ним обследовал скелет. Выяснилось, что поза стрекозы для этого микрораптора попросту невозможна – задние конечности он просто не мог раскинуть в стороны, они устроены так, что ими можно двигать только взад и вперед. Зато он мог сложить их определенным образом, так, чтобы они превратились в крылья, расположенные параллельно передним распахнутым «рукам», и чуть ниже – что-то наподобие биплана или, как мы привыкли его называть, «этажерки». Чаттерджи со своим авиационным инженером вдобавок доказали, что такая конфигурация аэродинамически куда более выгодна, чем распахнутые руки и ноги.

Это просто удивительно, насколько история авиации повторила историю эволюции. Братья Райт, создавая первый в мире самолет в виде биплана, то есть этажерки с четырьмя крыльями, об этом даже не догадывались, их вела необходимость. Четыре крыла были нужны им для повышения подъемной силы – точно для того же, для чего они нужны были эволюции. Потому что лапа, даже в перьях, – это еще очень слабенькое в смысле подъемной силы крыло, требовалась еще одна пара.

И там, и здесь биплан эволюционно проиграл и отдал приоритет моноплану – птички машут двумя крыльями, теперешний самолет тоже о двух, просто крылья стали пошире, вот и все.

И еще одно маленькое и, увы, давно ставшее уже стандартным дополнение. Заведующий лабораторией Палеонтологического института РАН Евгений Курочкин, который с Чаттерджи и его соавтором не согласен, сообщил «НГ»: «Из микрораптора гуя биплана никак не получается, здесь Чатерджи с Темплином крупно ошибаются, так как задние крылья микрораптора, если анализировать его скелет, даже с натяжками, никак не ложатся под передние, а находятся заметно сзади, образуя брешь между передними и задними плоскостями. Тероподные динозавры (к которым относится и микрораптор) составляли одну линию эволюции, а параллельно им настоящие птицы – другую».

По словам Курочкина, в 2002 году, то есть еще до описания микрораптора гуя, статья о нем была опубликована Черкасом с соавторами – американскими же соотечественниками Чаттерджи, но они не заметили отпечатков перьев около его ног. Сам же Курочкин еще в 2004 году опубликовал в журнале «Природа» статью, где была обоснованно доказана невозможность для микрораптора расправлять в стороны задние лапы. Горько покосившись на корреспондента «НГ», он произнес: «Как всегда, нет пророка в своем отечестве».

Биплан Кертиса. Как будто списано с летающего динозавра!
Источник: orient-moscow.ru