0
6046
Газета Наука и технологии Интернет-версия

11.09.2013 00:01:00

Летний кошмар 2010 года обречен на повторение

Александр Минин

Об авторе: Александр Андреевич Минин – доктор биологических наук.

Тэги: экология, природа


экология, природа Хвойные насаждения не лучший выбор для Подмосковья. Фото PhotoXPress.ru

Последние годы стали катастрофичными для ельников Подмосковья. Даже с самолета при посадке в московских аэропортах до горизонта видны угрюмые рыжие пятна умершего леса на все еще зеленом фоне региона. Многие кивают на короеда-типографа, мол, расплодился немерено, губит все на своем пути. Но так ли это? Ведь на здоровое дерево жук не пойдет. Просто дерево его не пустит. Значит, дело в ослаблении насаждений, и именно из ели. 

Причины ухудшения лесопатологической ситуации в Комитете лесного хозяйства Московской области видят следующие:
– запрет сплошных рубок в защитных лесах с 2007 года (а все леса Московской области относятся к защитным);
– запрет рубок главного пользования с 1977 года. 41% еловых насаждений – «приспевающие, спелые и перестойные (кормовая база для вредителей)»;
– собственно вредители, засуха и пожары (2010 год), ветровалы.
Оставим на совести работников комитета лесорубочную классификацию лесов (в экологии нет понятий «приспевающих, спелых и перестойных» лесов). Отметим основное: нашествие типографа – это следствие, причины же его массового наступления в общем названы верно.
Но есть еще одна. Зададимся вопросом: а почему в Московской области такую большую площадь занимают фактически монокультуры ели? Известно, что с экологических позиций монокультуры нестабильны, особенно в таких относительно благоприятных природных условиях, как в Московском регионе (исключение составляют территории с проявлениями экстремальных условий, например мангры в прибрежной зоне океанов). На территории области наибольшую площадь занимает подзона смешанных хвойно-широколиственных лесов. Эти сообщества значительно более устойчивы к воздействию внешних факторов, нежели чистые ельники.
Во время Великой Отечественной войны, как известно, леса массово вырубались как в Москве, так и в Подмосковье. В 1950–70-х годах активно проводилось лесовосстановление. В Московской области приоритет отдали ели: сравнительно быстро растет и в недалекой перспективе своя деловая древесина. Участки в десятки и сотни гектаров засаживались рядами елей. Посадки в некоторых местах такие густые, что продраться через эти колючие изгороди просто невозможно. Из-за обильного хвоепада поверхность почвы покрыта толстым слоем хвои, пробиться через который, да еще и в условиях сплошного затенения, еще какому-то растению тоже непросто.
На огромных площадях сформировались сообщества с однородными требованиями к окружающей среде и однотипными реакциями на внешние воздействия. Любой критичный для ели фактор в таких «благодатных» условиях усиливается как по скорости распространения, так и по масштабам последствий. В чем мы сейчас и убеждаемся. 

На ошибочную с экологической точки зрения стратегию лесовосстановления Московской области наложились экстремальные погодные явления последних лет. Тут следует уточнить, что ель весьма чувствительна к внешним воздействиям (поздние весенние заморозки, иссушающие ветры, засухи и пр.). 

Экстремальная засуха 2010 года с отсутствием дождей более двух месяцев привела к иссушению почв. Ель имеет поверхностную корневую систему, и такое испытание вкупе с большой транспирирующей поверхностью (зеленые иголки) елей отрицательно сказались на ее благополучии. Ледяной дождь в декабре 2010 года и другие погодные аномалии усугубили летнюю ситуацию 2010 года. Как следствие – прогрессирующее ослабление еловых насаждений и затем наступление на них типографа – благо, ходить далеко не надо, огромные еловые массивы не готовы оказать ему никакого сопротивления и обеспечивают условия для практически неограниченного размножения. 

Мы очередной раз видим, что неправильные действия человека в природе возвращаются, пусть даже через десятилетия, масштабными негативными последствиями. Сейчас «руками» короедов природа исправляет ошибки человека. Но согласимся ли мы признать ошибки и сделать выводы?
Ослабленные, а затем пораженные короедом ельники в результате ветровалов, пожаров в естественных условиях были бы уничтожены, и через сотни лет через ряд сукцессий на их месте сформировались бы нормальные, полноценные зональные сообщества. Однако мы мыслим другими временными категориями и не хотим тратить время на создание сложно организованных разновидовых сообществ. 

Доминирующая идеология формирования «высокопродуктивных» насаждений с быстрым выходом больших объемов древесины подразумевает создание таких одновидовых лесных плантаций (как в Европе). В областных целевых программах за последние годы по развитию лесов в качестве основных пород для лесовосстановления идут опять ель, сосна и почему-то лиственница (вообще нехарактерная для региона порода). Но нужно ли это Московскому региону с огромным населением и мегаполисом в центре да еще и находящемуся в центре огромной равнины? Разве в России мало лесов для обеспечения потребностей в древесине? 

Вокруг Москвы практически исчез лесопарковый действительно защитный пояс. Даже существующий городской бриз, который все последние десятилетия спасал Москву, затягивая свежий воздух с окраин в центр города, с каждым годом становится все менее эффективным (застройка МКАД, вылетных магистралей и долин малых рек, вырубка лесозащитных полос). Сейчас затягивает он такой же грязный и теплый воздух, как и в городе, да и происходит это все слабее. Ситуация лета 2010 года в Москве просто обречена на повторение, и год от года все более частое (не только летом, но и зимой). 

На наш взгляд, формирование в Московском регионе благоприятной природно-экологической среды – главная задача на ближайшие годы. И именно от ее решения зависит перспектива устойчивого и успешного развития Москвы во всех отношениях, но в первую очередь – как города для людей.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
894
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1057
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
843
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1009

Другие новости