22.11.2016 00:01:00

От чего лечит литий

Тэги: мышление, личность, мозг, биология, анатомия

мышление, личность, мозг, биология, анатомия

Соединение – вверху и в центре – двух ионных каналов с помощью белка кальмодулина (СаМ розовый, в центре), внизу одиночный нефункциональный канал.	Изображение Physorg
Соединение – вверху и в центре – двух ионных каналов с помощью белка кальмодулина (СаМ розовый, в центре), внизу одиночный нефункциональный канал. Изображение Physorg

Итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве Чезаре Ломброзо в свое время побывал в гостях у графа Толстого в Ясной Поляне. На Льва Николаевича он произвел впечатление чудаковатого старичка. Психиатр, которого привлекали в качестве судебного эксперта, полагал, что склонности к преступному образу жизни заложены в биологии криминалитета. Об этом же говорили и сторонники гештальт-психологии, считавшие, что целеполагание человека определяется формой восприятия (так можно перевести немецкое Geschtalt), через которое можно познавать мышление и личность индивидуума. Советский энциклопедический словарь сообщал, что это ответвление науки о душе, родившееся в Германии, кануло в небытие из-за «внеисторичности понимания психики».

Уже гораздо позже выяснилось, что отклонения в психике вызываются дисбалансом нейротрансмиттеров – химических соединений, которые играют роль передатчиков нервных импульсов. Одно из них, МАО (моноаминооксидаза), то есть фермент, «подчищающий» излишек того же допамина в точке межнейрональных контактов (синапсе). Был, в частности, описан весьма хулиганистый голландец, у которого обнаружилась мутация в гене МАО.

Выяснили также, что действие кокаина связано с блокировкой обратного всасывания допамина, в результате чего он задерживается в синапсе на 100 секунд (вместо одной в норме). Неудивительно, что психиатры «лечили» психозы лекарствами, препятствующими связыванию допамина с его рецепторами.

Известно, что на заре терапии умственных отклонений неплохо зарекомендовал себя литий. К нему и обратились в своей работе сотрудники Калифорнийского университета в Сан-Франциско, которые провели генетический анализ более 9 тыс. пациентов психиатров. Результаты работы опубликованы в журнале Molecular Psychiatry. Этот генетический анализ и эксперименты на мышах с выключением генов показали, что основным фактором риска является ген DIXD, поскольку его мутантная форма нарушает развитие синапсов, снижая их число, которое у мышей восстанавливается с помощью лития.

Можно напомнить, что белковые рецепторы в мембранах клеток зачастую выполняют функцию ионных каналов, проведение по которым возбуждает или «тормозит» клетки, в том числе и мышечные. От ненужного перевозбуждения клетки защищает их разобщенность, или разъединение, в мембране. Для нормальной функции белок кальмодулин «сводит» два натриевых канала вместе, оправдывая свое название тем, что модуляция функциональных каналов осуществляется с помощью ионов кальция.

При подаче на сдвоенный протеин электрического напряжения каналы начинают пропускать ионы натрия, если же молекула канала остается в одиночестве, то никакой электрический сигнал ее не включит. Энергию для работы каналов дают митохондрии – энергостанции клетки.

И снова Ломброзо, но на этот раз – Поль Ломброзо, работающий в Йельском университете. Он выявил роль протеина STEP (фермента фосфатазы), изменение которого приводит к болезни Альцгеймера. Фосфатазы и киназы переносят энергоемкие фосфатные группы, тем самым регулируя активность белков. Мутации в гене STEP нарушают формирование синапсов, проявляющиеся также при паркинсонизме и умственной отсталости (синдром хрупкой хромосомы Х–Х fragile), аутизме и шизофрении (Molecular Psychiatry). Тем самым подтверждено экспериментальное наблюдение о благотворном действии лития, описанное в том же журнале, а также определено направление, в котором следует двигаться молекулярным фармакологам при создании новых лекарств для помощи людям, страдающим нейропсихическими расстройствами.