Газета Наука Печатная версия

24.11.2020 20:33:00

Ученые полагают, что им удалось открыть новую функцию давно известных клеток организма

Где заблудился иммунный ответ

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук.

Тэги: биология, клетка, генетика, медицина

биология, клетка, генетика, медицина Сетчатка глаза: палочки и колбочки – желтые; ниже – темная пигментная оболочка. Фото Physorg

У Генриетты Лэкс, 31-летней жительницы Балтимора (США), без ее информированного согласия (о таком 70 лет назад и не знали) взяли биопсию новообразования в шейке матки. Анализ был отправлен специалистам местного Университета Дж. Гопкинса. Те не только определили природу измененных клеток, но и запустили культуру клеток HeLa, в которой те стали «бессмертными».

Образцы культуры Лэкс рассылались исследователям всего мира. Ее клетки стали основой создания полиомиелитной вакцины и развития геномики, открытия теломераз и биотехнологии. В этом году журнал Nature в связи со 100-летием со дня рождения Лэкс (1 сентября) отметил, что за прошедшие годы на тему ее клеток было опубликовано более 75 тыс. статей. Одна из них, принадлежащая сотрудникам Гейдельбергского университета, называлась «Геномный и транскриптомный ландшафт клеточной линии HeLa» (транскриптом – это совокупность активности включенных генов).

Дебора, дочь Генриетты, в 1974 году подняла вопрос о компенсации от тех оборотов, которые биоиндустрия стала получать с «эксплуатации» биоматериала ее матери. Дебора умерла в 2009-м, а год спустя Р. Склул опубликовала книгу «Бессмертная жизнь Генриетты Лэкс», в которой рассказывается о судебных тяжбах наследников Генриетты. Еще через год в вашингтонском Университете Сиэтла был прочитан геном клеток культуры, опубликованный в ноябре 2012 года в Nature. Претензии финансового толка накладываются на этическую проблему, связанную с тем, что клеточный материал был использован без информирования и согласия женщины, а также ее родственников и наследников (кто же в США в1951 году мог бы озаботиться призрачными правами негритянки?).

Через 20 лет после кончины Генриетты Лэкс у тогдашнего президента США Ричарда Никсона от рака груди умерла тетя. Возможно, это заставило его объявить Cancer War. На исследования в области онкологии было отпущено 2 млрд долл.! До выявления ВИЧ оставалось еще 10 лет.

Успехи биотехнологии, молекулярных фармакологов и иммунологов позволили глубже разобраться в клеточных механизмах врожденного и адаптивного – приобретаемого – иммунитетов. В качестве примера можно привести грипп, при котором поначалу в действие вступают клетки первой линии обороны, выбрасывающие воспалительные цитокины. Именно цитокины, как это подтвердилось на примере нового коронавируса, дают те неприятные ощущения охватывающего нас озноба, по которому заболевание и получило свое название (от gripper – охват, захват, сравни: гриф, грифель).

Стимуляция покоящихся иммунных клеток приводит к появлению белковых антител и Т-лимфоцитов, которые набрасываются на инфицированные вирусом клетки слизистой дыхательных путей. Миллиарды убитых клеток затем отделяются при кашле в виде мокроты. Формируются также и клетки иммунной памяти, которые защищают нас до очередной волны распространения коварного вируса. Впрочем, он успевает мутировать и предстает перед иммунной системой как новая, дотоле неведомая угроза.

Созданные иммунотерапии в случаях борьбы с опухолями показали малую эффективность в силу того, что трансформированные клетки включают гены don’t eat me (делающие их «невидимыми» для иммунной системы). Эти гены организм использует во время развития плода, который генетически наполовину чужероден матери, поскольку плод несет еще и часть отцовского генома. Вот уже несколько лет ученые ищут пути обхода неожиданно возникшей проблемы, и возможно, что в Университете штата Джорджия в г. Аугуста удалось решить ее.

Американские исследователи сконцентрировали свои усилия на белке STAT (Signal Transduction and Activator of Transcription), участвующем в передаче внешнего сигнала в ядро лимфоцита и активации в нем списывания  (транксрипции) генов иммунного ответа. Постоянная STAT-«добавка» повышает антитуморную активность Т-лимфоцитов.

Несколько иной подход предложен в лаборатории Колд-Спринг Харбор (США). Специалисты этой лаборатории совместно с коллегами из британского Кембриджа опубликовали статью в журнале «Труды АН США» (PNAS). Ученые по обе стороны океана участвовали в клинических испытаниях известного лекарства, которое мобилизует стволовые клетки костного мозга (HSC) – органа кроветворения. Молекулы лекарства стимулируют ретикулярные фибробласты, участвующие в образовании клеточных сетей-rete (сравните: retina – сетчатка). Авторы полагают, что им удалось открыть если не новый тип иммунных клеток, то по крайней мере новую их функцию.