0
6144
Газета Наука Печатная версия

26.01.2021 19:33:00

Самое эффективное правило Магомеда Толбоева

Если взялся летать – летай, а не думай о том, страшно это или не страшно

Тэги: авиация, космонавтика, толбоев


авиация, космонавтика, толбоев В кругу летчиков-испытателей – Магомед Толбоев (второй справа). Фото из архива автора

20 января исполнилось 70 лет «горному орлу». Так называют товарищи и коллеги генерал-майора, Героя России, заслуженного летчика-испытателя РФ, космонавта-испытателя Магомеда Омаровича Толбоева. Ему довелось испытывать, выводить в жизнь многочисленные типы самолетов, космических аппаратов. Иногда говорят еще более образно – укрощать небесных «соколов».

В дагестанском селе Сограль 20 января 1951 года в многодетной аварской семье водителя Омара Магомедовича и колхозницы Джамгарат Алиевны Толбоевых родился мальчик. Он, как и многие мальчишки, увлекался спортом – бегал, играл в волейбол, футбол. А позднее полюбил еще и теннис, горные лыжи, парашютные прыжки в горах...

Спорт помог ему физически окрепнуть и поступить в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М. Комарова, а после его окончания – в Московский авиационный институт.

Впрочем, учиться ему приходилось постоянно: за плечами Магомеда Толбоева – Центр подготовки космонавтов и аспирантура Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. Он довольно быстро стал кандидатом технических и исторических наук. А еще раньше, в 22 года – летчиком ВВС, служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должности летчика, а затем – начальником парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.

В 1981 году Толбоев окончил Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности и был направлен на работу летчиком-испытателем в Летно-испытательный институт им. М.М. Громова (ЛИИ, г. Жуковский Московской области). С 1984 года – космонавт-испытатель, командир многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

За период летно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолетов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Совершил две благополучные аварийные посадки самолетов с неработающим двигателем и одну посадку Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолета. В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолета МиГ-15 УТИ.

Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлегких спортивных и экспериментальных самолетов. Испытывал на прочность самолет МАИ-89, выполнил первый подъем в воздух сверхлегких самолетов «Эльф», МАИ, М-15, «Стайер».

В 1983–1994 годах прошел полный курс подготовки в Центре подготовки летчиков-космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полетам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе этой программы отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран». 15 ноября 1988 года во время возвращения «Бурана» из орбитального полета пилотировал самолет МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения, созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки.

А сколько он испытал трудностей, пережил и страшные травмы, переломы, огромные нагрузки. Выстоял! Выдержал все испытания. Магомед Толбоев – это прежде всего человек дела, профессионал высочайшего уровня, человек очень эффективный, энергичный. Человек уникальной неуемности и характера, и действий.

А вот что он сам о себе говорит: «Вы думаете, я что, железный, что ли? Я тоже боюсь. Но я профессионал. Я держусь. Обыкновенное желание, как все. Во-первых, верить в судьбу свою. Бог тебе дал, и Бог за тебя ответит. И второе – что все-таки технику создаем, мы испытываем, и мы погибаем для того, чтобы не погибали другие. Это наша профессиональная задача. И третье – ну, раз уж у тебя такая судьба, возьми книги, читай книги, журналы, спортом занимайся. Отвлекайся. И последнее правило – самое эффективное: если боишься, то не берись за дело. Если, например, взялся летать, так летай, а не думай о том, страшно это или не страшно»... 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какой космос нам нужен

Какой космос нам нужен

Андрей Ваганов

Пока все более или менее значительные проекты отнесены на начало 2030-х

0
3901
Против санкций и расстояний

Против санкций и расстояний

Андрей Гусейнов

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

0
3245
Пропагандисты призывают белорусов больше мечтать

Пропагандисты призывают белорусов больше мечтать

Дмитрий Тараторин

Новые методические рекомендации для агитаторов делают акцент на новом образе будущего

0
2899
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
13561

Другие новости