0
1465
Газета Общество Интернет-версия

30.12.2011 00:00:00

3. Средняя школа споткнулась о стандарты

Тэги: госстандарт, образование


госстандарт, образование Начальные классы средней школы так и живут – без стандартов. Может быть, и к лучшему?
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

17 февраля 2011 года впервые был опубликован Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, который еще до его обнародования вызвал весьма широкую полемику в СМИ. Проект был разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. В число разработчиков вошли академик РАО Любовь Кезина (экс-руководитель столичного Департамента образования), член-корреспондент РАО Александр Кондаков (глава издательского дома «Просвещение», экс-замминистра образования и науки РФ). Несмотря на это, самыми активными критиками проекта, как покажет время, оказались... представители РАО.

Начало же широкой «народной» дискуссии положил тем не менее простой учитель русского языка и литературы Сергей Волков. Именно он популярно объяснил народу «тайный смысл» готовящегося документа. Из объемного текста в несколько сот страниц, описывающего, чему, для чего, как и в каких пропорциях планируется в будущем учить российских старшеклассников, Сергей Волков выбрал всего одну страницу. И, проанализировав ее, обратился с предложениями к президенту России, главе правительства, председателю Госдумы РФ и министру образования задуматься над содержанием этой страницы.

Согласно проекту образовательного стандарта, в обязательном порядке ученики 10–11-х классов будут заниматься всего четырьмя дисциплинами – это курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и загадочный предмет «подготовка индивидуального проекта». Относительно того, какие еще предметы изучать и в каком объеме, старшеклассникам была обещана «свобода выбора».

Увы, Сергей Волков совершенно не понял разработчиков проекта: как это можно объявить предметом по выбору – математику, русский язык, историю, литературу? Своим «неловким» вопросом простой учитель поставил в тупик не только правительство, но и самого президента России Дмитрия Медведева, который тут же поручил своим подчиненным «разобраться в возникшей ситуации».

Прецедент, созданный фактически одним учителем, заставил составителей стандартов озаботиться не только стилем написания документов, но и вопросом дальнейшей трактовки документов для самых широких слоев населения. Как-то само собой сложилось, что до последнего времени подобные бумаги считались документами «внутреннего пользования» и вопросы их интерпретации кем-то посторонним мало занимали умы начальников от образования. Оказалось, что посторонних людей в образовании не бывает.

Совершив революцию в сфере министерского бумаготворчества и подняв уровень гражданского самосознания родителей (под письмами Волкова подписались тысячи простых граждан), учитель Сергей Волков стал вскоре членом Общественной палаты нового созыва, а сам проект стандартов был направлен академикам на доработку. В академической тиши он благополучно почивает до сих пор. А школьники продолжают учиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

Петербургский код и театр предмета в «Среде 21»

НГ-Культура

0
944
КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
2538
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
2567
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
2368

Другие новости