0
3624
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.06.2007 00:00:00

Мода на секонд-хенд

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, мода, секондхенд


япония, мода, секонд-хенд Свою старую технику продай другим, чужую старую одежду купи для себя.
Фото Алексея Калужских

У нас, россиян, да и не только у нас, клеймо «Сделано в Японии» ассоциируется с высоким качеством. Поэтому трудно поверить, что Япония стала крупнейшим в мире импортером старой одежды, несмотря на то что сами японцы каждый год выбрасывают в мусорные баки по крайней мере 200 тыс. тонн еще приличной одежды. И девять десятых ее заканчивают свой путь в мусоросжигательных печах.

С другой стороны, многое из того, что в Японии направляется на переработку как вторсырье, часто находит вторую жизнь в других странах. Подержанные японские автомобили поставляются не только в Россию, но и в Новую Зеландию, Австралию и даже далекую Великобританию, где нет проблем с правосторонним рулем. Спросом за границей пользуется старая, но еще работоспособная строительная и дорожная техника. Соответственно, импортирует Япония подержанные изделия легкой промышленности, в частности бывшую в употреблении одежду. Объемы ее продаж в год превышают 200 млн. долл. Но эта оценка, как говорят знающие люди, сильно занижена: немало ввозят частные лица небольшими партиями и не декларируют. За всем этим стоит не экономика, а изменчивая мода, прежде всего молодежная.

В Токио есть районы молодежных тусовок, где принято щеголять в обновках, подобранных на лотках многочисленных магазинов и лавок секонд-хенд. Только на улочках у железнодорожной станции Иоиоги их более полутора сотен, и у них нет проблем со сбытом товаров. А вот магазины с дорогой, но массового пошива одеждой прогорают. Дело в том, что в последние годы японцы, особенно молодые, приобретая одежду, обувь или предметы галантереи, боятся выглядеть «воспитанниками одного детдома». Японская молодежь, встречая человека по одежке, ценит в ней оригинальность и собственный стиль.

В Иоиоги собираются те, кто пытается найти что-то свое, быть не как все. Походы по здешним лавкам вечерами и в выходные дни стали важной частью быта студентов и молодых рабочих и служащих. Небольшие группки друзей или просто знакомых переходят от лавки к лавке в поисках чего-то своего, индивидуального, подходящего к выбранному стилю. На 80% здесь портновские поделки со складов американской Армии спасения, с распродаж на американских вещевых рынках.

Спрос рождает предложение, и сейчас в стране более 2 тыс. специализирующихся на одежде секонд-хенд магазинов. Недавно их владельцы объединились в ассоциацию с целью стабилизировать ввоз в страну подержанных вещей. Руководители ассоциации с оптимизмом говорят, что «в стране наступила эпоха индивидуализации» и «каждый стремится проявить себя в одежде». Все течет, все меняется, и важно улавливать тенденцию. Об этом говорит история одной из компаний, реализующей одежду секонд-хенд.

В первые послевоенные годы она была учреждена как пошивочная мастерская, специализировавшаяся на деловых костюмах, и основными ее клиентами были молодые клерки, которые в те годы были обязаны носить строгие деловые костюмы как униформу. Дела компании шли успешно. Однако в начале 1960-х годов для нее наступили трудные времена. Она начала нести убытки, не выдерживая конкуренции с крупным универмагами, завалившими рынок дешевыми костюмами массового производства. Компания сумела переориентироваться на молодежную одежду, на джинсовые куртки и брюки. Их поставляли из Гонконга или с серых рынков на Филиппинах.

Затем, в 1980-х годах, наступила эпоха «экономики мыльного пузыря», спекулятивного роста курса акций и цен на землю, а с ними и доходов многих японцев. Это были годы высоких потребительских расходов, когда покупатели гнались за гламурной модой и платили большие деньги только за лейбл. За Японией закрепился образ страны, где население тратит огромные суммы на модные товары. И в те же годы в молодежной среде сформировалась альтернативная мода «на поношенность», на джинсовые костюмы-«варенки», чем и воспользовалось руководство компании. Однако «варенки» также весьма быстро начали производиться большими партиями.

Благодатные годы быстро кончились. Когда в начале 1990-х экономический мыльный пузырь лопнул, они сменились затяжной стагнацией, ударившей по доходам большинства японцев, особенно молодых. И тогда мода на одежду секонд-хенд захлестнула крупные города Японии. Но главная причина новой тенденции все же не в этом. Японская молодежь просто устала «быть как все».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Рост бюджетного финансирования ЖКХ обгонит увеличение расходов на оборону

Рост бюджетного финансирования ЖКХ обгонит увеличение расходов на оборону

Михаил Сергеев

Доля нефтегазовых доходов снизится в 2026 году до рекордно низкого уровня

0
529
Власти ограждают присяжных от сомнений в виновности

Власти ограждают присяжных от сомнений в виновности

Екатерина Трифонова

Законодательная инициатива о "суде народа" по делам о самообороне не вписалась в формальности

0
528
Президент США намерен помирить Россию и Украину в плановом порядке

Президент США намерен помирить Россию и Украину в плановом порядке

Геннадий Петров

Москве, Киеву, Брюсселю и Вашингтону предложено договориться на условиях Трампа

0
783
На потребительском рынке столкнулись два типа экономики

На потребительском рынке столкнулись два типа экономики

Анастасия Башкатова

Граждане по-прежнему ищут лучшее соотношение цены и качества

0
713

Другие новости