0
9439
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.12.2013 00:01:00

Роман Виктюк как тотальный праздник

Вера Цветкова
Обозреватель "НГ"

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова – обозреватель «НГ-Антракт».

Тэги: театр, роман виктюк


театр, роман виктюк Теперь Виктюк одевается стильно и экстравагантно, а, помнится, четверть века назад... Фото РИА Новости

Пара вопросов на засыпку. На каком еще театральном сайте модератору через раз приходится отвечать «написантам» одной и той же фразой: «Спасибо за любовь!», и так год за годом? И чей еще телефонный автоответчик читает стихи о любви, причем время от времени новые?

Давненько я не была у Виктюка. С момента открытия его именного театра спектаклем «М. Баттерфляй» лет эдак 20 назад. Потому что боялась и сознательно избегала – не хотелось наслаивать на добрые воспоминания, буде возможно, «не те» впечатления: строй изменился, жизнь убыстрилась и, что греха таить, испоганилась, все ко всему адаптировались – и творцы тоже. Ой, как не хотелось, если что, вносить коррективы в светлый образ...

…Когда он приезжал, в нашем театре наступал праздник. В первый раз появился там как куратор. Дипломник какого-то московского театрального вуза ставил у нас «Жизнь господина де Мольера» Булгакова – условно говоря, ставил: так, технически проходил с актерами мизансцены. И выбор пьесы, и музыкальное сопровождение, и распределение ролей, и концепция – все это было, разумеется, Романа Григорьевича. Обычно разобщенный внутри себя театральный коллектив мгновенно почувствовал присутствие гения в доме – и объединился вокруг него: на репетициях и труппа, и техсостав потихоньку, человек за человеком, заполняли зал. (Это вместо того, чтобы бежать пообедать, передохнуть, сделать какие-то свои дела перед вечерним спектаклем – вещь, кто знаком с театральными реалиями, невероятная). Ромашка, как мы его тогда между собой называли, моментально это дело просек и стал выламываться: «А где те две красавицы из реквизита и  костюмерного цеха? Пока не придут, репетиция не начнется!» И красавицы, задрав носы к тяжелым хрустальным люстрам и расписному потолку, вплывали в зал и с достоинством усаживались в пятом ряду. До сих пор они слышали только: «Любка, носки!» и «Надька, ты зарядила мою чашу на вторую мизансцену?»

Виктюк все время иллюминировал быт. Помню, вышла неприятная история: поселен он был в интуристовской гостинице, что подразумевало вероятность при заезде каких-нибудь финнов немедленно оказаться на улице. И однажды это произошло, причем ранехонько, часу эдак в седьмом утра. Казалось бы, какие варианты? Скандалить и возмущаться в ресепшене гостиницы. Взять тачку и объехать другие отели в поисках «где оскорбленному есть чувству уголок». Поднять с постели местного театрального администратора, который так поселил, и обрушить на него праведный гнев – у меня утром прогон, почему я не выспавшись и без завтрака должен вам тут... и т.д. и т.п.

А теперь что сделал Ромашка. Ромашка прямиком отправился в общежитие при театре. Застав там сонное царство, на цыпочках перенес штиблеты своего практиканта Андрея с порога его комнаты на порог комнаты молодой героини Танечки, и вот тогда уже заблажил во все горло: «Люди добрые, посмотрите, что делается! Стоило отъехать педагогу на две недели, и эта коварная Манюрка соблазнила мальчонку! Андрей, я привез тебя сюда работать, а ты что творишь, негодник!» Из-за дверей комнат стали появляться заспанные физиономии и расцветать влюбленными улыбками – повезло так повезло, пообщаться с Роман Григорьичем еще до репетиции!

Заявляю категорически: на свете нет другого режиссера, который так бы любил актеров – и так умел с ними управляться. 

Во второй раз в нашем Таллинском театре Виктюк появился как режиссер-постановщик «Мелкого беса» Сологуба, и было это в 1983 году (в «Современнике» он его поставит гораздо позднее, в 1989-м). Тотальный праздник! Народные артисты радостно бегали в массовке, радиоцех скрупулезно записывал каждую репетицию, Недотыкомку изображал ученик балетного училища а-ля томасманновский Тадзио (как потом на банкете скажет не чуждый иронии чиновник из Министерства культуры: «Вы ухитрились с помощью нашего славного эстонского мальчика представить косную, гадкую и злую душу вашего Передонова!»). А мы, прочие, как водится, сидели в зале и получали несравненное удовольствие как от репетиционного процесса, так и от нахождения в непосредственной близости от потрясающего режиссера Виктюка. Лично я не сводила с него глаз и думала, что когда-нибудь обязательно напишу рассказ, который будет начинаться: «Он всегда был в одном и том же – в черной кожаной куртке, черной водолазке и синих джинсах». 

226_12.jpg
«Карнавал маркиза де Сада»: актер Дмитрий Бозин
на фоне «кощунственного» задника (живопись Жана
Дельвиля). Фото с сайта Театра Романа Виктюка

Сказать бы ему тогда – или мне – что в другой жизни он соберет громадную коллекцию дизайнерских пиджаков, очков и прочих аксессуаров, будет появляться на людях каждый раз в новом и стильном, жить в доме на Тверской с окнами на Кремль и трудиться в театре своего имени, – представляю реакцию! 

...И вот я, уже в этой другой жизни, сижу в Театре Романа Виктюка на прошлогодней премьере под названием «Карнавал маркиза де Сада» и фиксирую свои впечатления. Громадное эстетическое удовольствие от выстроенности и рисунка мизансцен. Точность и гармоничность музыкальных вкраплений (в финале прозвучит даже ария Орфея в исполнении Эрика Курмангалиева. Маэстро – известный знаток и коллекционер классической музыки, как он ее чувствует и «проникает» – тема для небольшого рассказа). Пятерка с плюсом за костюмы – серо-красные как бы вытянутые в длину мундиры, очень стильные, разнящиеся в деталях на разных персонажах. Лишь главный герой, маркиз де Сад, одет иначе – в струящийся светлый хитон, скорее красиво обнажающий тело, нежели его прикрывающий. 

Почему маркиз именно в хитоне, остается загадкой до тех пор, пока в глубине сцены не растягивают громадное полотно, занавес-задник, изображающий беседу Христа с апостолами в Гефсиманском саду. На творце – точно такой же хитон, как на маркизе де Саде (или наоборот – на де Саде хитон как на творце), апостолы же представлены в виде обнаженных рубенсовских фигур (а на одном даже красуется венчик из роз). Под этой пасторально-гедеонистской живописью оказывается до времени скрытой другая: шесть намалеванных уродов с выпученными глазами, перекошенными ртами и клыкастыми пастями с одной стороны, резиновая кукла из секс-шопа посередине и еще шесть уродов с другой стороны; аллюзии прозрачны. Покоробили ли рубенсовские апостолы? – пожалуй, да. Возмутила ли идентичность одеяний Исуса и Сада? – пожалуй, нет: если человек есть образ и подобие божие, чего уж тут...

Итого. Основной посыл спектакля (а пьеса Андрея Максимова – о взаимоотношениях творца и власти) – не делайте революцию, делайте любовь; основная идея – все неоднозначно, будь то событие или личность. Полностью согласна. 

Виктюк, как и 20 лет назад, глубок, точен, красочен, талантлив – и актуален. Отбивая ладони в конце спектакля, я так ясно понимаю, что все новомодные серебряниковы и бархатовы, все конъюнктурщики и «осовременители» классики в сравнении с Маэстро идут лесом. «Зрителя можно удивить только одним — любовью: ее нельзя придумать или  сыграть. Если у режиссера  и актеров нет открытых сердец, выходить на сцену не имеет никакого смысла» – так говорит Виктюк.

Роман Григорьевич, вы – моя непроходящая любовь. Теперь уже навеки. Пардоньте, что усумнилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

НГ-Культура

0
1142
Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Юрий Гуллер

Здесь уникальная природа и животные, которых нет больше нигде в мире

0
1229
Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Ольга Соловьева

Правительству РФ поручено подготовить комплексную программу восстановления пострадавшего приграничья

0
1650
Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Екатерина Трифонова

На юридическом форуме в Петербурге обсудили застаревшие проблемы исполнения законов

0
2015

Другие новости