0
4354
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.10.2015 00:01:00

Коллекционирование по Карлу Марксу

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ», ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Тэги: коллекционирование, коллекция


коллекционирование, коллекция Очень старый и очень распространенный вид коллекционирования – собирание морских раковин. Фото Артема Житенева (НГ-фото)

«…Коллекционерство есть игра со смертью (страсть) и в этом смысле символически сильнее самой смерти…» – отмечал в 1968 году в своей работе «Система вещей» французский философ Жан Бодрийяр.

За 20 лет до книги француза, в другом ключе, почти беллетристически, выразил то же самое символическое состояние бессмертия, которое дает коллекция (в данном случае – библиофильская коллекция) советский академик Сергей Иванович Вавилов. 12 сентября 1948 года, находясь в Ленинграде, он запишет в своем дневнике: «Роюсь в шкафах и доверху набитых полках. Больше – все хорошие книги, но в них тонешь, в могилу с собою не возьмешь.

А после, снова потащатся книги прямыми и кривыми путями на толкучку, в книжные лавки. Во всяком случае, живут они много дольше хозяев. Странно: закристаллизовавшаяся мысль, которая существует только при наличии других. Я и все. Условность «я». А что же у человека лучше книг? Ничего. Лучший Пушкин и Ньютон – конечно, в книгах. Это фракционированная тонкая перегонка клубка, хаоса мыслей. Книжное «бессмертие». Хорошее бессмертие, понятное другим и приятное самому. Днем с (сыном) Виктором ездили по книжным лавкам. Снова пыль, кристаллы прошлого... Жизнь с книгами – странная жизнь, но реальная, настоящая, хотя и платоновская».

Вавилов фактически определил все самые важные проблемы собирательства, коллекционирования как такового: принципиальная недостижимость завершения строящейся с помощью коллекции модели личной вселенной коллекционера; судьба коллекции и судьба коллекционера; «термодинамика» формирования коллекций; пространственно-временной континуум коллекций (попытка обмануть Хронос).

Но и сама идея коллекционирования эволюционирует (мутирует) в зависимости от технических новаций и научных достижений. Очень характерный пример этого дает нам история развития фотографического процесса и фототехники.

Оказывается, коллекция кокошников – это еще и выгодное в экономическом плане занятие.		Константин Маковский. Боярышня у окна. 1890
Оказывается, коллекция кокошников – это еще и выгодное в экономическом плане занятие. Константин Маковский. Боярышня у окна. 1890

К концу XIX века фотография достигает такого уровня совершенства и доступности, что порождает принципиально новый общественный феномен – массовое коллекционирование фотоснимков. В Америке, например, необыкновенно популярными становятся постановочные портреты различных антропологических типов, индейцев в частности. Это была уже не просто портретная съемка, но именно съемка типажей. «Подобная типология была чрезвычайно популярна в XIX веке: попытки классифицировать и разделить на категории всех и вся – от камней и бабочек до групп людей, – а затем получить на основе этой категоризации некие научные сведения для установления неких принципов полезной деятельности человека, привели к зарождению таких новых дисциплин, как физическая антропология, – отмечают составители фундаментального описания коллекции фотографий из собрания Дома Джорджа Истмена (2010). – Эти же устремления вызвали к жизни чрезвычайно популярные в то время околонаучные занятия типа френологии. Судя по всему, костюмный портрет оказывается где-то между антропологией и френологией: наполовину наука, наполовину популярное увлечение... Но все же основными клиентами фотографа были именно туристы: они коллекционировали такие картинки, словно открытки, чтобы сохранить воспоминания о разнообразных экзотических народах и местах, которые они видели».

В России, конечно, как и всегда и во всем, проявление «давления» научно-технического прогресса на особенности коллекционерства было весьма специфическим. Выдающийся семиотик и филолог Юрий Лотман отмечал: «В начале ХХ столетия кино превратилось из ярмарочного увеселения в высокое искусство. Оно явилось не одно, но в сопровождении целого кортежа традиционных и вновь изобретенных зрелищ. Еще в XIX веке никто не стал бы всерьез рассматривать цирк, ярмарочные зрелища, народные игрушки, вывески, выкрики уличных торговцев как виды искусств». А следовательно, и как объекты коллекционирования, добавим мы. Да еще какого коллекционирования!..

Замечательный художник Владимир Милашевский (1893–1976) в своих воспоминаниях отмечает один интересный эпизод зимы 1914 года в Санкт-Петербурге – театральный разъезд после спектакля: «Вот Константин Маковский. Он стоит с женой и двумя дочками. Знаменитый Константин Маковский, изобразитель всех красавиц эпохи Александра II и Александра III… Семья Маковского села в ту самую карету, которую вскоре (в сентябре 1915 года. – «НГ») ударит трамвай на углу Садовой и Невского. От удара вылетит из кареты русский Тьеполо и расшибет голову о мерзлые торцы мостовой».

И дальше – самое интересное для нашей темы коллекционирования: «Будет аукцион его мебели и коллекции кокошников, русского оружия, серег XVI–XVII веков, – пишет Милашевский. – Все будет продано, вдова (по слухам) получит миллион золотом. Эта цифра всех тогда ошеломила. Как! не железнодорожные акции, не нефть, а одни «игрушки», забава, безделки, которые приятно повертеть в руках, тронуть и положить на место, – целый миллион!..»

Да, «народные игрушки», «коллекции кокошников», «забавы» и «безделки» порой могут приобретать не только потрясающую магическую силу, но и вполне ощутимую материальную оценку. И законы такого превращения пока не писаны. «Издавна известный секрет собирательства состоит в том, как из многого разного сделать единое, из множественного числа – единственное», – подчеркивает известный отечественный библиофил Марк Рац.

Действительно, ведь всякую всячину, почти без разбора, собирали еще средневековые коллекционеры. Так, в сокровищнице герцога Беррийского (1340–1416) помимо 300 томов со вкусом подобранных книг и 700 картин были представлены: рог единорога, обручальное кольцо св. Иосифа, кокосовые орехи, китовые зубы, чучело слона, гидра, василиск, манна, якобы выпавшая во время голода... Вполне можно представить себе в этой коллекции и кокошники русских красавиц – почему бы нет! Но вот невозможно себе представить, что все это «добро» можно было бы капитализировать, как это сделала вдова Константина Маковского. Тут уж точно приходится согласиться с Карлом Марксом, который как-то заметил, что в прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
354
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
288
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
382
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
375

Другие новости