0
6023
Газета Стиль жизни Печатная версия

08.07.2021 17:08:00

Четвертое измерение Петербурга

Пушкин дожил до 70 лет и умер во Франции

Ольга Елагина

Об авторе: Ольга Евгеньевна Елагина – кандидат филологических наук, писатель, сценарист.

Тэги: петербург, прогулки, пушкин, дюма


петербург, прогулки, пушкин, дюма Питерские крыши и купола с высоты птичьего полета. Фото Жорже Ласкара

Нашего гида зовут Георгий.

– Разъездились, – говорит он, глядя на полицейские машины, которые облепили сегодня Невский.

– У нас так через день, – говорим мы.

– Вот пусть у вас и ездят. А у нас не надо.

Георгий знает свое дело. Он стоит на краю крыши дома номер 5 по Невскому проспекту, так что половина его правой ступни висит в воздухе.

– Справа вы видите купола Спаса на Крови, – говорит Георгий. – У них удивительная история. При большевиках храм хотели разрушить, купола сняли и бросили в канал Грибоедова...

– А какая у него глубина, у Грибоедова? – спрашивает мой муж.

– Примерно метра три, – отвечает гид.

– А купола примерно метра четыре. Как они туда поместились?

– Послушайте, я не статистическое учреждение. Говорю вам как было... А там уж сами считайте.

– Не приставай к человеку, – шиплю я Мише. – Дай послушать.

– Итак, долгое время купола лежали на дне. Никто не знал, где именно. И лишь одна бабка каждый день приходила на набережную, вставала на колени лицом к каналу, разбивала лоб в кровь и кричала: «Достаньте купола!» А через несколько лет водолазы нашли купола на том самом месте, где она так усердно молилась.

– Класс, – говорю я.

– Я лучше промолчу, – говорит Миша.

143-8-1480.jpg
По версии экскурсовода, Александр Пушкин
отнюдь не умер в 1837 году... 
Рисунок Томаса Райта. 1837
– В 1941 году храм хотели взорвать. Взрыв был назначен на 22 июня. Но накануне объявили о начале войны, и храму удалось выстоять. Во время бомбежки в купол попал фашистский снаряд, который пролежал там вплоть до 1961 года, но волшебным образом не взорвался. Большевики уверовали, что храм охраняет сам Александр II, и оставили Спас в покое. Многие годы его реставрировали, а в 1991 году, как только сняли леса, страна рухнула.

– То есть Горбачев здесь как бы ни при чем, парад суверенитетов, перестройка?.. – заводится Миша.

– Я вам на символическом, трансцендентальном уровне историю рассказываю, а вы мне о политике! – обижается Георгий. – Если хотите политику – учебники почитайте…

– Что вы, что вы, нам очень интересно, – говорю я. – Продолжайте, пожалуйста.

– ...Дальше Пушкин. В каком году он погиб? – продолжает Георгий с хитрым прищуром, так что становится ясно – это вопрос с подвохом.

– В 1837-м? – неуверенно отвечаем мы.

– Нет. Но это распространенное заблуждение, не переживайте, – утешает он. – На самом деле Пушкин умер в 1870 году во Франции, куда переехал после инсценировки собственной гибели и где творил под именем Александр Дюма.

– Можно я сброшусь с крыши? – говорит Миша.

– Если правда вас настолько пугает – пожалуйста. Только выберите другую крышу. С моей не надо. Я в ответе за все, что здесь происходит.

– Они ведь даже не похожи, Дюма и Пушкин, – говорю я.

– Добавьте несколько килограмм и бакенбарды – получите одно лицо. Николай I давно хотел избавиться от Пушкина, это первое. Каждый раз, когда Пушкина отправляли в ссылку – Дюма всплывал где-нибудь в Париже, это второе. Пушкина хоронили в закрытом гробу, это третье. Зачем такие меры при выстреле в живот? Вас это не настораживает? На похоронах к гробу никого не подпускали, два отряда жандармерии охраняли процессию. Кстати, до «смерти» Пушкина, – Георгий рисует в воздухе над Невским живописные кавычки, – о Дюма-писателе никто ничего не слышал, все свои романы он написал после 1840 года. А как мы знаем, Пушкин давно собирался перейти на прозу. Оба были голубоглазыми, у обоих были черные предки. А когда Дюма впоследствии посещал Россию, он бывал именно в тех местах, которые так любил Пушкин.

143-8-2480.jpg
... а стал Александром Дюма: «Добавьте
несколько килограмм и бакенбарды –
получите одно лицо».
Литография с сайта www.britishmuseum.org
– Допустим, император боялся. Но Пушкину-то это зачем? – спрашиваю я.

– В обмен на это Николай I выплатил огромные долги поэта. А сам Пушкин обрел свободу.

Подошвам горячо от раскаленной крыши, голове холодно от балтийского ветра. Над нами день, а под нами вечер. В этой точке определенно что-то не так со временем и пространством.

– С этой точки хорошо виден Александрийский столп, построенный французским архитектором Монферраном. Как вы знаете, 600-тонная монолитная колонна держится только за счет своего собственного веса. Малейшая неточность в расчетах может обернуться для города трагедией. Недаром многие жители Петербурга в три раза переплачивали кучерам, чтобы объехать Дворцовую площадь. И небезосновательно.

– Но ведь стоит же? – говорим мы.

– Пока да, – отвечает гид. – Однако вам не кажется странным, что француз построил колонну в честь поражения Франции?...

Гид рассказывает про дух Монферрана, который реет над городом и в любой момент может обрушить на Россию свой столп, о кладе Петра, спрятанном в шпиле Петропавловской башни, о сундуках с отрубленными головами в илистом дне Мойки… Затем мы спускаемся с крыши по пыльной черной лестнице во двор, как из четвертого измерения в первое. Георгий звякает ключами и решетками, в вензелях которых увязают двуглавые орлы. Он выпускает нас в город и растворяется в подворотне.

– Гениальная экскурсия, просто потрясающая, – говорю я.

– И главное – ни слова правды, – говорит Миша.

– Да кому она нужна, эта правда?

На Невский опускается вечер. Перспективы улиц теряются в белом свете, вокруг нас, держась за руки, летают невидимые духи Александра, Монферрана, Пушкина и Дюма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не ангелы господние, не деды новогодние

Не ангелы господние, не деды новогодние

Андрей Юрков

Достижения социализма и достижения Юрия Визбора

0
345
Бог свидетель – правду говорю

Бог свидетель – правду говорю

Константин Кедров-Челищев

Маяковский, Пушкин, Голем и другие творческие люди

0
224
Возится со словами, как крот

Возится со словами, как крот

Елена Семенова

Сергей Бирюков о Велимире Хлебникове и функции коллективного сознания народа в творчестве одного человека

0
1295
Записки провинциала о петербургских аномалиях, стыдливом Гоголе и счастливой таксе

Записки провинциала о петербургских аномалиях, стыдливом Гоголе и счастливой таксе

Валерий Вяткин

Что такое гладиолус?

0
963

Другие новости