0
6428
Газета Стиль жизни Печатная версия

25.01.2024 17:33:00

Про образование и призвание

Возможно, твои грабли в какой-то момент обернутся делом всей жизни

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.

Тэги: школа, выбор профессии, актерство, воспоминания


школа, выбор профессии, актерство, воспоминания Желание быть в центре внимания и актерское дарование – совсем не одно и то же. Фото агентства «Москва»

Недавно я встречалась с подругами, речь зашла о поступлении в вуз. Конечно, мы свои институты давно окончили – обсуждался выбор детей. И вот одна из них вдруг сказала: «А знаешь, моя дочка объявила, что хочет стать актрисой. Что по этому поводу думаешь?»

Все повернулись ко мне, потому что в нашей компании я одна из храма Мельпомены, остальные пребывают под покровительством Гермеса: окончили экономический факультет МГУ и знать не знают, как устроен мир театральный.

Я всегда напрягаюсь, когда меня спрашивают, стоит ли любимой детке идти в театральный. Как можно давать совет такого уровня? Это ведь уравнение со сплошными неизвестными! Есть ли талант? Есть ли характер? Что с везучестью? А есть ли желание? А это вообще чье желание – амбициозной мамы или ребенка? Обычно я отстреливаюсь общими фразами, но подруга не унималась и просила рассказать, как и когда я поняла, что хочу стать актрисой. Я подумала и сказала: « Если я тебе расскажу, ты сильно удивишься. Но, может, мой рассказ окажется полезен».

Итак, дело было как раз зимой. Шло последнее полугодие 11-го класса. Как говорится, ничто не предвещало беды. И тут мама меня спросила: «А ты куда собираешься поступать?» Вопрос меня оглушил. Я была не готова к нему. Упс! Уже через несколько месяцев я должна куда-то поступить... А что, это я должна решать? А как вообще я должна решить, куда?

Тут надо пояснить. У меня было все нормально с развитием. Я вполне прилично училась в математическом классе, но по характеру оказалась несколько инертна. Была из тех подростков, у которых мозг еще не выработал рефлекс думать самостоятельно в направлении реальной жизни. Мечт поскорее стать кем-то, поскорее стать взрослой у меня не было. (Сейчас я знаю, что это обычная история – подруги регулярно обсуждают со мной похожую проблему у своих детей.) Единственное, что мне нравилось, – это петь. Я пела в Детском хоре радио и телевидения Санкт-Петербурга. Только это меня увлекало, отношение к хору было самое серьезное. Я никогда не пропускала репетиций, участвовала во всех концертах, а с 7-го класса постоянно выезжала с хором на гастроли.

И это была замечательная жизнь – по три-четыре месяца в году находиться в Германии, Испании, Японии, ездить на музыкальные конкурсы в Грецию и Швейцарию. Там ты ни о чем не думаешь, за тебя все решает руководство, а ты только ездишь по разным странам и поешь красивую музыку в красивых залах. Потом возвращаешься в Петербург, приходишь в школу, узнаешь, чем без тебя занимались одноклассники, сочувствуешь им – и уезжаешь на следующие гастроли. Не жизнь, а сказка!

Вопрос про поступление, который мне задала мама, не просто удивил меня. Он меня ошарашил! Это что же значит, моя беззаботная сказка скоро кончится? Я как-то не готова…

Несмотря на очевидное увлечение музыкой, музыкальные училища не рассматривались. Да, я была в основном составе в хоре, но меня никогда не пробовали на солистку – я не выделялась ни особенным голосом, ни яркой харизмой. Моей сильной стороной был слух и чистый, крепкий тембр.

Обсуждение, что со мной, такой нимфой, делать, стало очень коротким – почему-то было решено поступать в университет. Многие члены моей семьи окончили ЛГУ и по крайней мере знали, где вход. На самом деле я очень плохо помню, как именно все это решалось. Уже потом я узнала, что у психики есть защитный механизм, который вытесняет из воспоминаний травмирующие события.

Короче, когда мама спросила, может, мне попробовать поступить на международные отношения, я выдавила из себя: «Давай». Постеснявшись спросить, а что это, собственно, такое и чему там учат.

У меня были ужасные ощущения от этих «поступательных» разговоров, а главное, я понимала, что что-то пошло не так! Что этот вопрос нужно было решать как-то иначе, но как? А еще я почувствовала, что детство резко закончилось.

Следующие несколько месяцев я готовилась к вступительным экзаменам и съездила на последние гастроли с хором, кажется, это была Германия. На этот раз они оказались унылыми и безрадостными – я вся была поглощена мыслью о поступлении неведомо куда и тревожным чувством, что понятная жизнь уходит из-под ног. Меня словно погрузили в бассейн и оставили на дне. Сквозь толщу воды я вижу, как над водой идет жизнь, слышу голоса, но почему-то не могу всплыть.

Из этого неприятнейшего состояния меня выдернул звонок моей тети. Узнав о проблеме с поступлением, она решительно взяла ситуацию в свои руки, позвонила моим родителям и очень быстро убедила их, что мне место в театральном. Тетя, в прошлом артистка эстрады, акробатка, обладала талантом мгновенно разруливать любой вопрос. Она сказала, что факультет эстрады меня ждет, она берется меня подготовить и скоро из зажатой и запуганной девочки под ее руководством родится звезда эстрады. Ну, может, все было и не так. Скорее всего она сказала, что ну да, девочка зажатая, но явно при творческом даровании, поэтому пусть получит профессию, будет под присмотром и куда-нибудь да пристроится – на эстраде все свои.

Родители спросили меня, как я смотрю на то, чтобы довериться тете и поступать в ГИТИС? Я сразу сказала, что согласна. Но и это не было осмысленным решением. Про ГИТИС я знала приблизительно столько же, сколько и про международные отношения, но в этот момент у меня внутри что-то отпустило – полагаю, это моя интуиция облегченно выдохнула.

Потом был месяц ускоренной подготовки. Терешкову в космос готовили менее тщательно. Со мной репетировали даже, как я войду в зал и поздороваюсь. Сам экзамен заслуживает отдельного рассказа – лица приемной комиссии я помню до сих пор, хотя с этого знаменательного момента прошло уже более 25 лет. И вот наконец-то я получаю студенческий билет. Я – студентка театрального вуза. И не какого-то, а ГИТИСа!

Если кто подумал, что с этого момента я ощутила свой путь, то нет. То, как я себе представляла учебу в театральном, как ее показывали в фильмах, как о ней рассказывали в воспоминаниях старые актеры – ничего этого не было и в помине. Никакого вдохновения, полета, творческих поисков, бесконечных разговоров с уже опытными актерами, которые делятся своим мастерством с юными – ни-че-го! Первые пару лет я чувствовала себя лодкой без руля, которую волны носят как им заблагорассудится. И только потом одна знаменательная встреча забросила меня в Театр кукол имени Образцова, и там, отнюдь не сразу, через несколько лет, я вдруг с удивлением обнаружила, что люблю свое дело и чувствую, что это мое место.

Так что если отвечать на вопрос «когда?», я отвечу – уже когда несколько лет работала в театре. На вопрос «как?» – внезапно, проснулась и поняла. Может, Бог ткнул меня носом…

Что делать с девочкой-подростком, которая мечтает об актерстве? Не знаю. Занятия в детских театральных кружках ни о чем не говорят и восхищают только родителей. Даже если ребенок при каждом удобном случае забирается на табуретку и читает оттуда стихи, это еще ничего не значит. Желание быть в центре внимания и актерское дарование – совсем не одно и то же. Детей, которые, как Цискаридзе, рождаются не только с талантом, но и со знанием своего пути, единицы. Остальным придется идти вслепую и наступать на свои грабли. Возможно, не раз. И может, в какой-то момент именно эти грабли обернутся делом жизни. 


Читайте также


"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1776
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5869
Микроскоп, телескоп и калейдоскоп

Микроскоп, телескоп и калейдоскоп

Петр Кочетков

В Музее Алексея Толстого вспоминали Богдана Агриса

0
1587
Покачайся без слов до прихода зари

Покачайся без слов до прихода зари

Наталья Стеркина

О крысе Борбикрене, козе Лизе и ударе пальцем по одной клавише

0
1857

Другие новости