0
1905
Газета Главная тема Интернет-версия

18.08.2005 00:00:00

Самый честный сукин сын современности

Тэги: буковски, писатель, юбилей


Чарльз Буковски вызывает противоречивые чувства - его либо любят и боготворят, либо ненавидят, презирают и называют грязным, бездарным сукиным сыном. Это очень хорошо, когда есть резонанс.

Чарльз Буковски родился 16 августа 1920 года в небольшой немецкой деревушке близ Кельна, где в оккупационной армии служил его отец. Когда мальчику было два года, семья Буковских переехала в США. Окончив школу, молодой человек два года изучал журналистику в городском колледже. Тогда же он начал писать. Первый рассказ был опубликован в середине 1940-х годов, однако после мимолетного успеха Буковский бросил писательство, начал пить, скитаться по стране и влачить жизнь Генри Чинаски, героя своих будущих книг.

Все это время он перебивался случайными заработками - был уборщиком и автозаправщиком, охранником, посудомойщиком, экспедитором, рабочим на складе и на железной дороге, почтальоном, кладовщиком, работал на бойне и даже на фабрике собачьих бисквитов.

Спустя десять лет, когда разрушительный образ жизни поставил Буковского на грань выживания, он вновь вернулся к литературе. С 1955 года в печати начали появляться его стихотворения. Рассказы печатались во множестве газет и журналов. В 1982 году была экранизирована его "История обыкновенного безумия", получившая премию на фестивале в Сан-Себастьяне, а 1987 году в Голливуде поставили первый фильм по сценарию Буковски - "Пьянь", в котором писатель сыграл одну из эпизодических ролей завсегдатая бара.

Умер Буковски от лейкемии 9 марта 1994 года в Сан-Педро (Калифорния). Незадолго до смерти завершил работу над романом "Pulp", всего же его перу принадлежат сорок пять книг прозы и стихов, среди которых "Почтовое отделение" ("Почтамт", 1971), "Трудовая книжка" (1976), "Женщины" (1978), "Хлеб с ветчиной" (1982), "Голливуд" (1989), "История обыкновенного безумия", "Юг без Севера", "Стихи последней ночи на Земле", "Любовь - пес из преисподней".

На русском языке до сих пор не написано ни одной обстоятельной статьи о Буковски. Все, что можно прочитать в предисловиях к его книгам, сводится к набору штампов: "нонконформист", "битник", "хулиган от литературы", "натуралист". Писал, как водопроводчик, пил, как извозчик, резал правду матку и так далее. Тень Эдуарда Лимонова и Венедикта Ерофеева, в которой произрастает великий Бук на наших широтах, совершенно искажает представление о нем и превращает из подлинного титана духа в какого-то варвара от литературы, который, правда, знает "как оно все там на самом деле".

Буковски был особенным во всех смыслах слова. Прожив в Лос-Анджелесе шестьдесят лет, он не примкнул ни к одной из литературных группировок или стратегий. Он никуда не сбегал - ни в райские кущи наркоты, как Берроуз, ни на седьмое небо новой религии, как Сэлинджер, ни за границу, как Генри Миллер. Он не отсиживался на шее у женщин и не вынимал мелочь из шляпы слепого ради утренней порции пива. Между личностью Буковски и его героем Генри Чинаски не существовало зазора для заигрывания с читателем, из которого, как правило, появляются рассуждения "об искусстве" и разного рода подозрения насчет "сделанности" и "просчитанности" героя. В судьбе Буковски перегородка между искусством и жизнью очень тонкая, как перикард, ткнешь - вот и сердечко.

Жизнь Буковски - сама по себе есть искусство. У него срослось там, где у других не получилось. Он не подписывал договор с дьяволом и шел своей дорогой, несмотря ни на что. Однако если девяносто девять процентов тех, кто "восстал против системы", рано или поздно оказываются этой системой сломлены, Буковский дошел до конца - и выжил. Он сознательно выбрал разрушительный образ жизни на самом дне общества, хотя не имел за спиной богатого отца, как Берроуз. Не раз находился на грани физического выживания, но всегда оставался верен себе. В его биографии был шанс всплыть со дна и оказаться "поближе к небу" - после развода с богатой женой. Но славный Генри Чинаски пренебрег возможностью оттяпать пару миллионов, остался там, где было его место. Жил как все и не жалел себя.

В каких бы идиотски абсурдных и унизительных обстоятельствах не оказывался Генри Чинаски, он остается человеком с достоинством, он ничего не просит и не ждет. Даже беспомощность перед лицом системы не превращает его в "маленького человека". Маленький человек в итоге ломается и погибает, маленький человек нуждается в жалости. Генри Чинаски остается жив вопреки ожиданиям. И это не живучесть сорняка - это результат духовного преодоления обстоятельств.

Секрет Буковски заключен в критичном взгляде на себя. Он не раз признавался, что вообще-то не понимает человека. Он не видит вглубь, он не патологоанатом, он видит скорее, что никакого "вглубь" нет. В его повествованиях присутствует жестокость повседневности, из которой нельзя сделать никаких выводов, кроме того, что жизнь - она вот такая, а ничего другого и нет. Трение о жизнь у Буковски такое сильное, что оно приводит практически к остановке поэзии и прозы. Однако при всем непонимании человеческих поступков и при всем их ужасе он не презирает людей, а сочувствует им - даже тем, кто для него "чужой". Буковски смог позволить себе великодушие сильного. Он сам помог себе не умереть и может иногда позаботиться о других.

Не случайно читатели писали ему со всех концов страны, утверждая, что книги Бука написаны именно о них и что эти книги спасают им жизнь. А большего ему и не надо было. С середины 70-х, когда к писателю пришло признание и появились какие-то деньги, его образ жизни практически не изменился.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2008
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4677
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2549
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2937

Другие новости