0
6557
Газета Главная тема Интернет-версия

29.09.2016 00:01:05

Цензор, сказочник, удильщик

Тэги: проза, русская литература, классика, россия, оренбургская область, охота, рыбалка, аленький цветочек, сказка, архетип, красавица и чудовище


картина
Автор «Аленького цветочка»,
и не только – Сергей Аксаков.
Иван Крамской.
Портрет писателя Сергея Тимофеевича
Аксакова. 1878. ГТГ

«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинаются многие сказки. И самое известное произведение писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) – сказка «Аленький цветочек», которую читали и смотрели, наверное, все. Она много раз переиздавалась, ставилась на сцене (в том числе как балет), экранизировалась (был, например, замечательный советский мультик, при просмотре которого женская часть нашего авторского коллектива в детстве каждый раз дрожала от страха, предвкушая появление Чудища): «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

Но все ли помнят, что изначально аксаковская версия старого доброго сюжета «красавица и чудовище» появилась в составе автобиографической книги Сергея Тимофеевича «Детские годы Багрова-внука»? Во время работы над ней Аксаков сформулировал, может быть, главную идею детской литературы: «Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».

Если обратиться к детству самого писателя, то оно началось с рождения в 1791 году в Уфе в семье прокурора и проходило то в городе, то в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Если быть точным, то сначала это место называлось Знаменкское, потом стало Ново-Аксаковом, а еще после – просто Аксаковом. Так и называется сегодня. В книге же Сергея Тимофеевича оно превратилось в село Багрово.

фото
Корни: родительское имение
в Оренбургской области...
Фото из книги «С.Т.Аксакову 220 лет».
Оренбург: Димур, 2011

Теперь в этом живописном месте ежегодно проходят Аксаковские дни. Это большой праздник областного масштаба – приезжают представители администрации, духовенства, выступают фольклорные ансамбли. В эти дни там шумно и весело. По тропинкам парка и по берегам озера ходят многочисленные группы любителей русской классики, да и просто любителей русской природы.

В последние несколько лет здесь завершает свою работу ставший уже регулярным семинар для молодых писателей «Мы выросли в России». Поэты и прозаики в основном из ближайших регионов – Оренбуржья, Урала, Башкирии – съезжаются в Оренбург, там проходит первый семинарский день – опытные литераторы разбирают работы начинающих. Второй семинар происходит в Бугуруслане. И вот, наконец, Ново-Аксаково… Награждение победителей происходит в восстановленном имении родителей Сергея Тимофеевича, в комнате, соседствующей с той спальней, где, по утверждению писателя, ключница рассказала ему на сон грядущий сказку, которая легла в основу «Аленького цветочка».

Дед писателя по отцу, помещик Степан Михайлович, мечтал, что внук продолжит славный род Шимона – знатного варяжского воина, с которым связывали свое происхождение Воронцовы, Вельяминовы и другие русские фамилии, включая Аксаковых.

В литературе Аксаков дебютировал как поэт, еще учась в Казанском университете – печатал стихи в духе сентиментализма в студенческих рукописных журналах. Тогда же увлекся лингвистическими идеями адмирала Шишкова – того самого противника иностранных заимствований в русском языке, перед которым извинялся в восьмой главе «Онегина» Пушкин:

Всё тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut... 

(Шишков, прости:

Не знаю, как перевести.)

Окончив университет в 15 с половиной лет, Сергей Аксаков перебрался в Москву, а затем в Петербург, служил чиновником – в том числе в качестве цензора. Цензурировал журналы («Московский вестник», «Телескоп» и другие), в которых сам публиковался в качестве автора. Поэтому приходилось брать псевдонимы – их насчитывалось больше двух десятков. По той же причине «безымянными» оказались и некоторые его статьи и рецензии о театре. Между тем Аксаков одним из первых театральных критиков оценил талант актеров Михаила Щепкина и Павла Мочалова. Среди государственных постов Сергея Тимофеевича была и должность директора Константиновского межевого института (сейчас Московский государственный университет геодезии и картографии), что позволило устроить в институт преподавателем русского языка критика Белинского – правда, проработал тот всего несколько месяцев, но дружбу с Аксаковым сохранил надолго.

фото
...И цветы: имение писателя в Подмосковье.
Фото с сайта www.wikipedia.org

Уйдя с казенной службы в конце 1830-х и унаследовав большие отцовские поместья, Сергей Тимофеевич занялся хозяйством и литературой. Без указания имени автора вышел в 1834 году в альманахе «Денница» первый художественный очерк Аксакова «Буран». Ценители литературы уже в нем увидели задатки крупного художника-реалиста. Очерки бывалого рыболова под названием «Записки об уженье» имели успех и вдохновили автора на «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». «Охотничье» продолжение хвалили Тургенев («Такой книги еще у нас не бывало»), Чернышевский («Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц!»), Гоголь... Аксаков был очарован Гоголем (хотя потом и разочарован) – именно им вдохновился на создание автобиографической прозы. Литературовед князь Дмитрий Святополк-Мирский в своей «Истории русской литературы с древнейших времен по 1925 год» отмечал, что когда Сергей Тимофеевич познакомился с Николаем Васильевичем, то «признал в нем то, чего не видел ни в Пушкине, ни в ком другом – чисто русского гения. Дом Аксаковых стал храмом гоголевского культа, а сам Аксаков – его верховным жрецом». Гоголь часто бывал в аксаковском подмосковном имении Абрамцево – как и Тургенев, и Тютчев, и Щепкин, и поэт Степан Шевырев, и многие славянофилы (впрочем, Аксаков и славянофильство – отдельная тема).

В Абрамцеве и был написан «Аленький цветочек». Удивительное на первый взгляд дело – писатель-реалист, при жизни известный своими натуральными очерками о природе и быте охотников и рыболовов, сейчас известен в первую очередь как автор сказки. И не простой, а одной из самых популярных. А все просто: безвестная ключница передала будущему писателю архетипический сюжет. Ведь истории о том, что за пугающей внешностью очень даже часто прячется добрая душа и благородное сердце, есть в фольклоре самых разных стран и народов. Этот сюжет «зашит» в подсознании людей вне зависимости от национальности. Не случайно европейская сказка «Красавица и Чудовище», с такой же фабулой, пусть и в несколько ином интерьере, легла в основу популярного мультфильма, а потом и мюзикла.

Ведь «Аленький цветочек» – волшебная история о самом волшебном на свете чувстве: «…Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучием».

И подобно тому, как корни этого магического растения протянулись в Оренбургскую область, а лепестки распустились в Подмосковье, так и истоки этой красивой сказки уходят в глубокую историю человечества, а цветы радуют наших современников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
888
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
970
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1241
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
874

Другие новости