1
8537
Газета Главная тема Печатная версия

22.11.2023 20:30:05

Видеть текст глазами читателя

Литмастерская Сергея Лукьяненко: версия БЕТА не хуже, чем АЛЬФА

Тэги: литературная учеба, сергей лукьяненко, фантастика, детская литература, история, фэнтези, шаманы, музыка


литературная учеба, сергей лукьяненко, фантастика, детская литература, история, фэнтези, шаманы, музыка Руководитель Литературной мастерской Сергей Лукьяненко. Фото Оксаны Заугольной

В московской гостинице «Измайлово-BETA» прошел очный этап II Литературной мастерской Сергея Лукьяненко. Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив начинающие писатели смогли получить уроки мастерства от признанных мэтров фантастического сообщества, а также обменяться мнениями со своими сокурсниками.

Фантастика притягивает к себе дополнительные смыслы. Если первую Литмастерскую в подмосковном Королеве (см. «НГ-EL» от 02.02.23) можно назвать стадией «альфа», то второй очный этап отлично вписывается в понятие «бета». К тому же некоторые выпускники первой Литмастерской повторно подали заявки на участие и были отобраны редакционной комиссией. Член редакционной комиссии Андрей Синицын рассказал, что тексты участников первого этапа значительно выросли в качестве.

Всего на конкурс было прислано более 150 рукописей от авторов из разных регионов России и даже других стран: география потенциальных участников простиралась от Нью-Йорка до Сахалина. В итоге финалистами конкурса стали 40 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, городов и поселков Сибири и Урала, а также представители новых российских регионов (ЛНР, ДНР) и Крыма.

Осенний этап не стал полной калькой зимней Литмастерской. Добавилось новое направление: фантастика для детей и подростков. С ним работал непосредственно Сергей Лукьяненко, Мария Семенова разбирала тексты в секции фэнтези и мистики, Александр Громов занимался с группой научной фантастики, Михаил Ланцов вел разборы по направлению исторической фантастики. Громов впервые стал наставником Литмастерской. Он твердо уверен в необходимости подобных семинаров: «Задачи Литмастерской элементарны – научить писать и, главное, научить видеть свой текст глазами читателя. Вот с этим у многих проблемы, видно, что люди уже некоторое время пишут, что они уже умеют разбирать литературные достоинства текста, на чужой текст они могут посмотреть глазами читателя, на свой не могут.

Специальных приемов не надо, а просто Литмастерская – очень удобная площадка для этого. Человек сразу видит и слышит, что о нем говорят другие. И не какие-нибудь анонимные уроды из интернета, которые могут сказать что угодно, здесь действительно нормальные, нелицеприятные мнения реальных читателей, которые они могут сказать в глаза. А в глаза говорили иногда достаточно неприятные вещи, а что делать? Что называется: заслужил – носи.

Большинство воспринимает критику нормально. Вся разница между моими семинаристами в том, что некоторым остался до нормального профессионализма шаг, кому-то, может быть, даже полшага, а кому-то еще придется пройти серьезную дистанцию».

В этом году трое из четырех победителей Литмастерской – выпускники прошлого года.

43-9-2480.jpg
Писательница Мария Семенова исполнила
танец с бубном.  Фото Татьяны Котовой
Литмастерская постепенно формирует свои традиции. Помимо романных разборов и лекций присутствовали и развлекательные мероприятия. Но все они были связаны с подачей и восприятием текстов.

Состоялся концерт сибирского поэта и музыканта Олега Медведева, песни которого всегда наполнены глубоким смыслом: «Ты не думай, что спасся, если курс изменил./ Ты не думай так. Ты никуда не уйдешь./ Ведь кораблики, синие от детских чернил,/ Входят в гавани, где звездный сыплется дождь.// Туда, где наша сказка никогда не кончится».

Активное участие приняли семинаристы в литературном «баттле». Победителями с равным количеством баллов стали две прекрасные девушки – Октавия Колотилина и Евгения Симакова с очень разноплановыми произведениями (их можно будет прочитать на страницах газеты в ближайших выпусках). А Октавия Колотилина стала победителем секции «Научная фантастика», и не случайно, она твердо хранит верность жанру: «Я по жизни пишу научную фантастику, в другие жанры я не перехожу. Мне кажется, что в России не хватает научной фантастики. И еще у меня есть сверхцель, чтобы в России продвигалась сортировка отходов, обучение населения сортировке отходов, экологическим принципам. В своих романах я закладываю как раз вот эти смыслы, чтобы ненавязчиво людям донести идею, чтобы мир вокруг нас был чистым. Я считаю, что Литмастерская созвучна моим внутренним идеям, созвучна моему патриотизму, тому, что я люблю свою страну и хотела бы, чтобы все также ее любили и берегли».

В один из вечеров семинаристы посетили экспресс-курс «Наше дело – правка!». Это тренинг писателя, кандидата филологических наук Дарьи Зарубиной, она прокомментировала: «В этом году действительно очень отзывчивая история и большой объем участников. То есть я не ожидала, что столько людей, которые отзанимались уже не один день по нескольку часов, придут на тренинг, который был достаточно поздно – с восьми до десяти часов вечера после трудного дня, откликались очень ярко, приводили примеры, задавали вопросы. Кто-то даже из текстов выискивал сразу же ошибки, которые мы разбирали на тренинге по правке. И сразу же думали, как их исправить, то есть не только с тренировочным текстом работали, но и работали сразу с тем объемом текстов, что был под рукой. Кто-то даже говорил: «Ой, теперь мы знаем, как перечитать свой текст, чтобы поправить. То есть не просто пришли, развлеклись на таком игровом тренинге по редактированию, но уже построили планы, как и что улучшить в своем тексте.

Мы не только учились исправлять ошибки, но поговорили о типичных базовых ошибках, которые встречаются регулярно. В основном моя задача заключается в том, чтобы человек научился себя перепроверять, немного в себе сомневаться, но при этом чтобы это сомнение не было токсичным. Сомневаться в себе не потому, что «Я – плохой», а сомневаться в себе, потому что русский язык живой, и он мог немного подизмениться за то время, пока я пользуюсь той или иной формой, тем или иным словом, тем или иным сочетанием. За это время могла измениться частотность, мог измениться взгляд на язык и сам язык. Себя надо иногда калибровать под современное состояние языка. То есть как говорят сейчас «властители дум» – поэты, писатели, литераторы, политики. Периодически мы должны себя устанавливать на точное время сегодняшнего языка».

43-9-1480.jpg
Писатель Александр Громов знакомится
с участниками секции научной фантастики.
Фото Дмитрия Байкалова
«Второгодник» Тимур Суворкин (см. его рассказы в «НГ-EL» от 30.03.23 и 08.06.23), победитель в секции «Детская и подростковая литература», рассказывает: «Я уже второй раз на Литмастерской. Мне очень понравилось в первый раз. Очень ценно, я считаю, для писателя получать не только новые знания, но и быть в компании писателей, знакомиться с новыми начинающими писателями и, конечно, встречаться с писателями профессиональными, чтобы узнать от них что-то новое, напитаться этим. Потому что вариться в одиночку абсолютно нельзя. Никогда не будет новых мыслей, не будет глубины.

Я писал новый роман специально для Литературной мастерской. Во-первых, я хотел именно передать тот патриотический заряд, который просили организаторы, и цель мастерской была в этом. Пусть люди читают. Мне не особо нужно монетизировать творчество, у меня есть и другие источники доходов, я рад, если люди будут читать мою книгу. Она же не будет лежать мертвым грузом на полке.

Мне сложно сравнивать впечатления от первой и второй мастерской, потому что когда едешь первый раз, то никого не знаешь, а во второй раз уже едешь к людям знакомым. В этой мастерской я уже больше общался с начинающими писателями, лучше знал, что и как пройдет. В целом, потому что все проходило в Москве, некоторые участники под вечер разъезжались и было не такое герметичное сообщество. В Королеве под вечер все собирались в одной гостинице, но и сейчас все было очень хорошо».

По каждому мероприятию Литмастерской можно написать отдельную статью, но главный итог: в библиотеках появятся новые романы молодых авторов. По итогам семинара для бумажной публикации отобраны: секция «Детская и подростковая фантастика» – Тимур Суворкин (Калуга), «Над астероидами безоблачное небо»; секция НФ – Октавия Колотилина (Москва), «Терранавты»; секция «Фэнтези и мистика» – Ольга Валентеева (Стаханов), «Отмеченный знаком пепла»; секция альтернативно-исторической фантастики – Елена Щигорцова (Камышлов), «Бусы из лунного камня».

Кроме того, будет выпущен альманах с рассказами участников литконференции. Книги будут бесплатно распространяться по молодежным организациям, библиотекам, гуманитарным миссиям.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Октавия 10:10 23.11.2023

Литературная мастерская - удивительное событие, когда опытные фантасты делятся опытом с начинающими. В каждом из них заключён целый мир, и оказаться посреди этой изумительной вселенной - само по себе приключение. Разборы текстов, лекции, семинары, постоянное живое общение позволяют начинающему писателю сделать эволюционный рывок, осознать, куда надо двигаться в творческом плане. Большое спасибо мастерам и организаторам за такую возможность!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1867
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1446
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
960
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1716

Другие новости