0
1507
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

15.06.2006 00:00:00

Вверх и вниз по вертикали поэзии

Тэги: левитанский, поэзия, диссидент


Перебирая бумаги, обнаружил неопубликованную, не помню уж по каким причинам, беседу с Юрием Левитанским. На тексте нет даты, но из содержания видно, что разговаривали мы в самом начале перестройки.

Судьба его складывалась непросто – он недоучился в ИФЛИ, третьекурсником ушел на фронт, воевал, писал не похожие ни на кого стихи. Известность пришла к нему позже, чем хотелось, – после книги «Кинематограф» (1970). Он говорил, что стихи лично у него не существуют как нечто отдельное, а только как книги. Книги писались и складывались долго, но зато каждая становилась событием.

Он не был ни бунтарем, ни диссидентом – поэзия и диссидентство разные вещи. Его поэтическая система отрицала реалии советской жизни. У него, как и у Синявского, были эстетические расхождения с советской властью. В условиях внешней несвободы он оставался внутренне свободным, мучительно преодолевая искусы и соблазны советской эпохи. Умер Левитанский в 1996 году после своего выступления против войны в Чечне, после вручения в Кремле высокой награды. Не выдержало сердце┘

– Вы принадлежите к поколению поэтов, прошедших войну, как говорится, от звонка до звонка. Правомерен ли вообще разговор о поэтических поколениях? Или надо рассматривать каждого стихотворца индивидуально?

– В литературном процессе одновременно участвуют и те, кто делает первые шаги в литературе, и те, кто работает с давних пор, и представители поколения, которого нет уже в живых, причем порою эти последние участвуют в процессе даже активнее, нежели те, кто сегодня физически существует. Да, есть некие черты, объединяющие людей одного поколения, – по преимуществу это черты биографические. Но в поэзии главное не сходство, а различие или «узнаваемость», как любил говорить Пушкин. Объединить легче, нежели выявить и объяснить особенности каждого, показать, чем же один отличается от другого. И поэтические поколения отличаются одно от другого, но в каждом мы обнаруживаем какие-то связи с предыдущими, образующие в конце концов традицию или школу. Так, при резко выраженных индивидуальных особенностях, к примеру, Ахмадулиной, поэта поколения 60-х, нетрудно обнаружить нечто роднящее ее, скажем, с Антокольским, поэтом довоенного поколения. Есть неуловимые черты, связи и нити, которые объединяют их куда в большей степени, нежели их товарищей по поколению. Если представить себе поколения в виде горизонталей, то основной счет идет по вертикалям, их пересекающим. Поэты во все времена, явившись как поколение, становятся по-настоящему поэтами не тогда, когда сошлись, а когда расходятся, обретая свое, несхожее, индивидуальное. Так было, к примеру, с поколением, лидером которого был Маяковский. Асеев и Кирсанов становились значительнее по мере того, как им удавалось вырваться из могучего поля притяжения Маяковского. Процессы притяжения и отталкивания идут почти параллельно, но, полагаю, отталкивание тут существеннее, нежели притяжение.

– По-разному складываются судьбы поэтов. Одни начинают сразу – ярко и талантливо, а дальнейшего развития не наступает. Другие раскрываются от книги к книге, вырастая в крупных поэтов. Но где истоки, с чего начинается поэт?

– Вот что писал по этому поводу замечательный ленинградский литературовед Владимир Орлов в своей книге о Блоке: «Настоящий поэт начинается, как только в нем встрепенется душа, и он обретает ту лирическую дерзость, которая позволит ему вырваться из плена запомнившихся с детства напевов и сотворить свою гармонию». Точнее не скажешь – вырваться из плена запомнившихся с детства мотивов и сотворить свою гармонию. К сожалению, вырваться дано немногим. У большинства различим лишь гул предыдущей поэзии, ее отзвук – идет эксплуатация ее обаяния. Только большие поэты способны сотворить свою гармонию, и все-таки желающий в поэзию войти должен стремиться к этому и хотя бы звук добавить к общей гармонии, к звучанию поэзии предыдущей.

– Но чтобы ощутить гармонию, необходимо обладать слухом, иначе то, что не совпадает со стереотипами восприятия, покажется дисгармонией. Достаточно вспомнить, что произошло после статьи «Сумбур вместо музыки».

– Если говорить о поэзии, то, к примеру, верлибр многим представляется и ныне нарушением, и даже разрушением гармонии, а, по сути, это и есть создание гармонии новой, которой до сих пор поэзия не знала. Если речь о поэте настоящем, любые формы свободного стиха у него подчинены определенным законам. Гармония в поэзии не есть непременно нечто гладкое и обкатанное, такое привычно знакомое, да еще чтобы рифмовалось привычно через строку. Мы уже миновали этап, когда литконсультанты писали молодым поэтам – здесь у вас нарушен ритм, здесь отсутствует мелодия. Полная чепуха, потому что ритм нарушить бывает не только можно, но и нужно, это дело поэта, это может быть его целью. Другой вопрос, если он делает это от неопытности, от неумения.

– Вы ставите знак равенства между новыми формами гармонии и новаторством. Но тогда в нашей беседе не может не возникнуть еще одно понятие – традиция. Что для вас традиция в поэзии, в частности пушкинская?

– Думаю, что здесь все существенное поставлено с ног на голову, ибо традиция у нас трактуется как некое повторение того, что было. Понимание пушкинской традиции, доведенное до абсурда, означает, по сути, умение писать, как Пушкин. А ведь пушкинская традиция, и это не трудно доказать, обратившись к его стихам, заметкам о поэзии, есть именно неповторение. Пушкин это болезненно ощущал и все, что он писал о своих современниках, начиналось: а этот не похож на другого, а этот – оригинальный поэт, а этот – отличается от другого. Узнаваемость – слово, которое он любил. Открывать, искать, быть непохожим – это, думаю, и есть традиция великой русской поэзии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
559
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2148
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2581
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2164

Другие новости