0
1087
Газета Время и место Интернет-версия

04.06.2010 00:00:00

Цветомузыка

Тэги: ретроспектива, экстер, творчество


ретроспектива, экстер, творчество Яркое творчество Экстер вызывает разные эмоции.

В Московском музее современного искусства на Петровке лето пройдет под знаком авангарда. Масштабную ретроспективу одной из «амазонок» – Александры Экстер (1882–1949) – ММСИ подготовил вместе с 13 российскими музеями и с московскими коллекционерами. В кураторы пригласили главного знатока Экстер Георгия Коваленко.

Сегодня кажется странным, но еще лет 20–30 назад имя Экстер было у нас не слишком известно. Бахрушинский музей устроил первую ее посмертную персональную выставку в России лишь в 1987-м. Нынешняя экспозиция русско-французской художницы (Экстер жила в Париже с 1924-го) делает акцент на ее вклад в сценографию: от знакомства с Александром Таировым в 1915-м и премьеры спектакля «Фамиры Кифареда» до уайльдовской «Саломеи» и «Ромео и Джульетты». Через развитие декораций и костюмов как «ритмического каркаса действия», о чем мечтал Таиров. Костюмы в действии – в фильме Якова Протазанова «Аэлита», который тут тоже показывают. О том, что Экстер была важной фигурой в искусстве театра, кричат даже стены – на них увеличенные до размера баннеров выставочные и театральные афиши и фотографии. Не упускается из виду и подробный рассказ о живописи и даже рукописных книгах, которые прежде вообще не экспонировались.

Чего Экстер только не делала! Будто по негласному кодексу правил авангарда прошла положенные этапы импрессионизма, сезаннизма и кубофутуризма. Уже в 1915–1916 годах обратилась к беспредметной живописи, а чуть позже добралась и до конструктивизма (в декорациях к Ballet satanique на музыку Скрябина, правда, так и не поставленному). В ее послужном списке – выставки от «Бубнового валета» до парижского Салона независимых. В ее киевском доме работала мастерская, из которой с правом называться ее учениками вышли Тышлер, Редько, Челищев. Перед самым отъездом из России она взялась за разработку рисунков ситцевых тканей и даже трудилась над парадной формой красноармейцев (жаль, что на выставке нет ни того, ни другого).

Как и приличествует хорошему живописцу, Экстер все «измы» усвоила и – сделала по-своему. Авангард в России, поглядев на французский кубизм и итальянский футуризм, создал свой кубофутуризм. У Экстер будет расколотая оптика и в нежнейшем «Береге Сены», и в более громких по цвету натюрмортах с двоящимися кувшинами и с графемами. Из выстроенных ею разноцветных призм домов, парижских или венецианских, можно составить новый город – город Экстер. Характерных для футуристов движущихся объектов в ее живописи почти не было, хотя потенция движения ощущалась всегда. Благодаря цвету, его энергичной ритмике, музыке. Даже уходя в беспредметность, Экстер отталкивалась не от линии и контура – опять-таки от цвета. Марш, сражение цветных клиньев, многоголосие фуги┘ под названием «Построение плоскостей по движению цвета» – вот экстеровский вариант супрематизма.


Театральные эскизы Экстер высоко ценятся среди коллекционеров.
Фото предоставлено ММСИ

Совсем другое – в появившихся в 30-х годах livres manuscrits, уникальных рукотворных книгах, продолжающих французскую традицию Матисса, Дерена, Лота. Иллюстрации к одам Горация и стихам Сафо показывают персонажей, напоминающих манекены Де Кирико. К Рембо развивают абстрактную, цветовую, музыкальную поэтику, а к Омару Хайяму – выдержаны в пряном восточном духе, с подобающей пестротой и густонаселенностью листа.

При этом переход от масштаба театральной декорации к масштабу книжной страницы совершался на удивление безболезненно: монументалист и миниатюрист здесь спокойно уживались. Так же от любования городскими мотивами к беспредметности и обратно. В Экстер была та артистичность, тот азарт, что на сегодняшний язык перевели бы как драйв. Впрочем, когда каждый выставочный раздел комментируют слова классиков критики Якова Тугендхольда и Абрама Эфроса, такой перевод неуместен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
332
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
980
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1146
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1772

Другие новости