0
1752
Газета Телевидение Интернет-версия

22.04.2011 00:00:00

Во внутреннем любви пространстве

Тэги: вознесенский, богуславская, фильм, культура


вознесенский, богуславская, фильм, культура Почти полвека вместе.
Фото предоставлено пресс-службой АТВ

В этот раз премьерой недели стал документальный четырехсерийный фильм «Андрей и Зоя» («Культура»), посвященный культовому поэту-шестидесятнику Андрею Вознесенскому. Правда, после предварительного показа (на который кроме журналистов пришли писатель Татьяна Щербина, историк и режиссер Евгений Панасенков, филолог и телеведущий Иван Засурский, проректор РГГУ Дмитрий Бак, заместитель руководителя телеканала «Культура» Наталья Приходько) я подумала, что фильм правильнее было бы назвать «Зоя и Андрей». О чем я тут же и сообщила авторам сценария Кире Прошутинской и Наталье Козаченко, а также продюсеру и режиссеру Анатолию Малкину. На что Анатолий Григорьевич заметил: «Значит, я все правильно сделал, раз вам так кажется». В свое время поэзия Вознесенского повлияла на его мировоззрение, еще в 1983 году Малкин снял фильм о ней под названием «Витражных дел мастер», который многие помнят и сейчас.

Режиссер признался, что в процессе съемок они с Зоей Борисовной не всегда попадали друг в друга – «присутствовало творческое давление с ее стороны, поскольку у нее есть свое понимание, как должно быть сделано. Но в итоге из этого борения получился вроде бы неплохой результат».

Что Зоя Богуславская ≈ идеальная жена-соратница и женщина во всех смыслах грандиозная, было известно давно, сюрпризом стало, что она оказалась еще и потрясающей рассказчицей. С первой минуты фильма поражают предельная откровенность и абсолютное отсутствие ханжества.

Фильм этот можно рассматривать как рецензию литературного критика и жены на жизнь большого поэта и мужа, а можно – как личную исповедь на очень пронзительной ноте. Отношения этой пары в московских литературных кругах стали примером человеческой преданности в любви. Без Озы, как Вознесенский когда-то назвал жену, и он сам, и его поэзия были бы совсем другими. Фильм – это история истинной любви, разворачивающейся на фоне других ярких судеб: Василия Аксенова, Юрия Любимова, Владимира Высоцкого, Лили Брик┘

В первой серии (показанной на «Культуре» во вторник) Зоя Борисовна рассказывает не только о высоком. Об ухаживании Вознесенского как «тотальной атаке» («Он слал мне сотни сексуальных телеграмм, но я плевала на это – это же поэт, сегодня у него один предмет, завтра – другой»). Она сопротивлялась, но он настаивал, и она сдалась. О том, что после знаменитого окрика Хрущева у поэта была двухнедельная неуправляемая рвота. «Вы его жалели?» – «Так он был абсолютно инфантильный, Андрей». Что квартиру для молодой пары выбил тогдашний секретарь Союза писателей Сергей Михалков, и не где-нибудь, а в доме на Котельнической набережной. В гостях там побывали Артур Миллер, Курт Воннегут, Роберт Кеннеди... Что тогдашняя продвинутая интеллигенция практиковала «звездочку» – это когда выключают свет, ложатся на пол и... «Вы сейчас шутите?» – «Нисколько. Равнялись на Серебряный век, когда это считалось одним из признаков свободы».

Зоя Богуславская была участницей знаковых событий второй половины XX века и видела, как складывались отношения советской литературной и театральной богемы. Во второй серии фильма зрители попадают в кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке – его стены сплошь исписаны автографами знаменитостей, но самую первую надпись сделал Вознесенский: «Все актрисы – как поганки перед бабами с Таганки». Эта серия посвящена Юрию Любимову и Владимиру Высоцкому, тонкостям их отношений; зрители знакомятся с наблюдениями Богуславской, которые она вынесла из близкого общения с Высоцким. Главный герой третьей серии – друг семьи Василий Аксенов. Умеющая понимать и ценить талант других, Зоя Борисовна рассказывает о самых важных для Василия Павловича этапах его жизни, о том, из чего складывался его образ советского интеллигента-плейбоя. ЦДЛ, литературный процесс изнутри, создание диссидентского альманаха «Метрополь», закулисные интриги и задушевные разговоры тех лет – обо всем этом говорит в кадре Богуславская.

Фильм снимался в разные периоды, одна часть – при жизни Андрея Вознесенского, другая – уже после его смерти. Четвертая серия, которую сегодня вечером покажет «Культура» – это Переделкино, Лиля Брик, с которой близко приятельствовала Зоя Борисовна, и – уход Андрея Андреевича. Впервые Богуславская расскажет о последних днях Андрея Вознесенского. О том, как она переосмысливает свое место в жизни теперь, после того как ушел человек, которого она так любила и ради которого жила сама: «Как бы плохо нам ни бывало с Андреем Андреевичем во внешнем пространстве, я никогда не позволяла, чтобы плохо было и во внутреннем. Сейчас я в очень острой форме испытываю чувство глубокого одиночества. Это чисто интеллектуальное, духовное одиночество. Мне Андрея катастрофически не хватает. но Его последние слова были: «Не отчаивайся, все пройдет, все уладится, я ведь Гойя┘»

Как в одном из его стихотворений: «Я – Гойя!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
858
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
613
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
982
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1154

Другие новости