Газета Телевидение Печатная версия

08.04.2021 18:30:00

Про фильмы и передачи, посвященные 60-летию полета человека вокруг Земли

Концерт-мистерия с космодрома Байконур и прямое включение с борта МКС

Тэги: телевидение, телесериалы, космос, космонавтика, коно, документальные фильмы

телевидение, телесериалы, космос, космонавтика, коно, документальные фильмы Роли космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский. Кадр из фильма «Время первых»

60 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые облетел вокруг Земли. Телеканалы подготовили фильмы и передачи, посвященные этому историческому полету и освоению космоса.

Субботний день. Первый канал целиком посвятил космической тематике. Вероятно, потому, что 12 апреля – будний день, – загодя. Начнется этот тематический показ документальным фильмом «Звезда по имени Гагарин». Стенограмма первого полета человека в космос была полностью рассекречена совсем недавно – она, доклад Гагарина на заседании госкомиссии сразу после приземления, полет, «рассказанный» самим космонавтом, – все это очень интересно.

Около полудня начнется четырехсерийный художественно-документальный фильм «Битва за космос» (авторы сценария и режиссеры Крис Спенсер, Марк Эверест), проект осуществлен усилиями Первого канала (Россия), Би-би-си (Великобритания), National Geographic (CША) и NDR (Германия). Фильм рассказывает о соревновании между блестящими научными умами в космической гонке двух супердержав – СССР и США. В центре противостояния двое ученых: бывший нацист Вернер фон Браун (Ричард Диллэйн) и Сергей Королев (Стив Николсон) и др. В основу сценария легли воспоминания очевидцев и дневниковые записи участников событий, а также архивные документы и видеоматериалы.

Действие первого фильма («Ракетная гонка») начинается в 1944 году. Советская и американская разведки соперничают в охоте за технологическими секретами Третьего рейха. Вернер фон Браун – гениальный ученый, член нацистской партии, создатель ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 , прихватив с собой всю документацию, бежит от гитлеровцев и от наступающей Красной армии к американцам. В это же время в Германии находится Сергей Королев. Шесть лет он провел в лагерях, но, как и многие репрессированные ученые, освобожден в конце войны по приказу Сталина и направлен осваивать самое ценное в военно-промышленном комплексе Германии.

Второй фильм («Первый спутник») рассказывает о борьбе между СССР и США за первенство в запуске спутника. Руководители советской и американской космических программ, Вернер фон Браун и Сергей Королев, мечтают о полетах за пределы Земли. На первых полосах газет всего мира 4 октября 1957 года – сообщение о запуске советского искусственного спутника Земли. Спутник Вернера фон Брауна запустили только через четыре месяца…

Третий фильм сериала («Гонка на выживание») – рассказ о следующем этапе противостояния между СССР и США в период холодной войны. «Звездный отряд» в Советском Союзе против «Семи первопроходцев» – американских астронавтов.

Заключительная серия («Лунная гонка») – о первой долгожданной победе Америки. После триумфального полета Гагарина, который в США восприняли как национальное унижение, президент Кеннеди пообещал, что Америка еще до конца десятилетия отправит человека на Луну. Вся индустриальная мощь сосредоточилась на лунной программе НАСА. Но пока выигрывал Королев: Джон Гленн сделал три витка вокруг Земли, а Герман Титов – 17…

Далее в сетке Первого – документальный фильм «Наш «Мир» о том, как создавалась и работала в космосе орбитальная станция «Мир», которая провела на орбите рекордные 5511 суток. За время ее эксплуатации было выполнено более 23 тыс. научных экспериментов и исследований, 78 выходов в открытый космос. Участники тех событий – ученые, конструкторы, космонавты – расскажут о том, как они жили и работали на станции «Мир». И еще один документальный фильм – под названием «Спасение в космосе» – о происшествиях во время космических полетов и уникальной системе аварийного спасения (САС).

…За 90 секунд до старта космонавтов Владимира Титова и Геннадия Стрекалова – взрыв. Они стали первыми в мире космонавтами, которые выжили благодаря системе аварийного спасения, сработавшей на этапе старта. Капсула с ними внутри отлетела от пылающего корабля на 1600 м, затем раскрылся парашют, и аппарат с космонавтами приземлился.

…Полет «Союза МС-10» на МКС в 2018-м с экипажем – россиянином Алексеем Овчининым и американцем Ником Хейгом; недолет на грани гибели. В декабре 2019-го был открыт памятник на Бережковской набережной с настоящей космической капсулой – именно в ней на Землю в целости и сохранности вернулись Овчинин и Хейг.

Кстати, на шаттлах до катастрофы «Челенджера» система аварийного спасения не была предусмотрена.

И кстати, страховая стоимость одного ракетного пуска – 4,786 млрд руб.

Вечерний прайм-тайм закончится показом первого игрового российского фильма о космосе, снятого в формате 3D, «Время первых». В основе фильма – реальные события о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов с корабля «Восход-2». Роли космонавтов Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский. Сергея Королева сыграл Владимир Ильин.

А вот телеканал «Россия 1» непосредственно вечером 12 апреля готовит прямую трансляцию юбилейного концерта с космодрома Байконур. Там, где ровно 60 лет назад со старта корабля «Восток-1» начался отсчет космической эры, пройдет уникальный концерт-мистерия, посвященный подвигу первого космонавта Земли Юрия Гагарина и триумфу российской науки и техники. На легендарном Байконуре прозвучит музыка четырех российских композиторов разных поколений. Специально для этого концерта Эдуард Артемьев и Алексей Рыбников написали новые аранжировки своих культовых произведений, а молодые композиторы Кузьма Бодров и Кирилл Рихтер – музыку, посвященную космосу. Художественный руководитель проекта – народный артист СССР Юрий Башмет.

В торжественном концерте примут участие прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, звезды оперной сцены Хибла Герзмава и Богдан Волков, скрипач Вадим Репин, артист балета Сергей Полунин, артисты Сергей Безруков, Ирина Пегова, Сергей Гармаш, Полина Агуреева и др. Ведущими концерта будут Дарья Златопольская и Андрей Малахов.

Масштабы шоу, созданного по новейшим технологиям, обещают быть по-настоящему грандиозными: две сцены, съемки с десятков телекамер и дронов, репортажные кадры самого концерта со спутников, а также прямое включение с борта МКС.