0
5219
Газета Я так вижу Печатная версия

20.11.2019 22:16:00

Информационная открытость – это не про российское высшее образование

Почему лишь незначительное количество отечественных вузов имеют профили в соцсетях

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, рейтинги, вузы, информационная открытость, соцсети


образование, рейтинги, вузы, информационная открытость, соцсети Дни открытых дверей – далеко не главный сегодня формат, обеспечивающий привлекательность вузов. Фото с сайта www.hse.ru

Мы живем в эпоху рейтингов и мониторингов. Благодаря искусственному интеллекту и большим данным измеряется все и везде. В этом смысле сфера образования не исключение: результаты образовательных рейтингов и их достижение находятся в последние пять лет в центре внимания российских вузов и органов управления образованием.

При этом зачастую университеты публично рассказывают о своем образовательном или реже исследовательском процессе, при этом об управленческих и стратегических моментах в развитии практически ничего не слышно. «Это связано с тем, что для университетов вопрос стратегического развития может показаться не таким важным, – считает Вера Волянская, аналитик Центра трансформации образования «Сколково». – Если в бизнес-среде изменение внешних условий моментально ставит под угрозу существование устаревшего продукта, форму управления, организацию деятельности, то университеты способны инерционно пережить много внешних потрясений. К тому же рассказывать об управленческих успехах в академической среде просто не принято (в отличие опять же от достижений в исследованиях или в образовательной деятельности). Кроме того, меняется что-то не так уж часто, а рассказывать хочется себе подобным держателям процессов изменения – остальные, кто не был в этом бою, не поймут».

Вместе с тем, по мнению экспертов, в последние годы ситуация стала иной. Эти изменения показывает и всероссийский конкурс «ПРЕСС-служба вузов РФ», который проводится с 2013 года.

На конференции «МЕДИАстратегии лидерства в образовании: корпоративный, национальный, международный уровни», которая состоялась в информационном агентстве Интерфакс, эксперты отметили, что среди информационно активных вузов наблюдается устойчивая тенденция повышения качества информационной работы вузов. Происходит освоение новых каналов и инструментов коммуникации со своими целевыми аудиториями.

В то же время доля информационно пассивных вузов увеличилась почти до 50%. У таких образовательных организаций по-прежнему отсутствует сформулированная стратегия информационной работы, минимизирован штат пресс-службы и максимально сжат финансовый ресурс для информационного позиционирования. Еще 35–40% вузов занимаются активной, но часто бессистемной и потому низкоэффективной информационной работой.

Основные коммуникационные каналы российских вузов – официальный сайт и аккаунты в соцсетях. При этом, если размещение информации на сайте вуза регламентируется Постановлением правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», то никаких регламентов для социальных сетей нет. И казалось бы, именно в соцсетях вузы могли бы развернуться, реализовать собственные коммуникационные стратегии, сообщать о важных мероприятиях и изменениях внутри вуза. Но количество вузов, которые имеют профили в соцсетях, незначительно.

Более того, по данным доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов – 2019», всего 7,7% российских университетов ежедневно публикуют информацию в своих аккаунтах. При этом уровень обратной связи остается крайне низким, в ряде случаев вузы даже пресекают возможность обратной связи.

Еще хуже обстоит дело с иноязычными информационными ресурсами вузов. По данным исследования Главэкспертцентра, на ноябрь 2019 года только 380 российских вузов имеют англоязычные версии сайтов, что составляет чуть больше половины от общего числа вузов; сайты на китайском языке имеют 98 вузов, на французском – 36, на немецком – 33, на испанском – 21, на арабском – 17.

Если говорить о качестве материалов на иноязычных версиях сайтов российских вузов, то эксперты РСМД отмечают низкое качество переводов, использование машинного перевода без какой-либо редактуры, отсутствие основной информации.

Таким образом, информационная открытость российских вузов миру остается на низком уровне. И это в целом негативно сказывается на имидже российского образования за рубежом. Только доступность информации и ее прозрачность формируют понимание и даже привлекательность российского образования. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Три причины провалов в школьной математике

Три причины провалов в школьной математике

Игорь Аглицкий

Сейчас ученики вынуждены потреблять коктейль из плохой арифметики, готовых решений и слабой логики

0
1586
Немецких "Зеленых" можно рассматривать как угрозу Москве

Немецких "Зеленых" можно рассматривать как угрозу Москве

Олег Никифоров

Почему партия левацкого толка разочаровала избирателей в ФРГ

0
887
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
2210
Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Михаил Стрелец

Возрождается прославленная Воложинская иешива

0
1295

Другие новости