0
93889
Газета Я так вижу Печатная версия

17.06.2020 19:10:00

Только элита будет учиться в офлайне

Тот или иной формат образования становится фактором расслоения общества

Алексей Малеев 

Об авторе: Алексей Викторович Малеев – проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ, основатель Moscow Workshops.

Тэги: пандемия, коронавирус, цифровизация, дистанционное обучение, общество, проектный подход, мфти, искусственный интеллект, фестиваль

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

пандемия, коронавирус, цифровизация, дистанционное обучение, общество, проектный подход, мфти, искусственный интеллект, фестиваль В МФТИ на передний план выходит проектный подход, студенты не стремятся к нормативам, а защищают собственный продукт. Фото со страницы МФТИ в «ВКонтакте»

Последние 5–10 лет о цифровизации говорили все: государства, корпорации, топ-менеджеры и аналитики. По данным McKinsey, 92% компаний планировали изменить бизнес-модель, чтобы адаптироваться к новой цифровой реальности. Предполагалось, что уже к 2030 году наступит тотальная цифровизация – офлайн-сервисы уйдут на второй план, удаленная учеба и работа станут нормой, производства будут работать в автоматическом режиме, а наличные деньги останутся в прошлом.

Но трансформации происходили медленно и недостаточно эффективно, что и доказала пандемия коронавируса. Большинство отраслей оказались не готовы к «полувоенному» положению. Сейчас, когда в мире постепенно снимают карантинные ограничения, можно выделить несколько трендов, которые уже изменили нашу реальность в период пандемии и скорее всего продолжат трансформировать ее в будущем.

По данным ЮНЕСКО, только 55% домохозяйств имеют доступ к интернету. При этом как минимум 1,6 млрд учащихся из-за пандемии коронавируса прекратили обучаться в школах и вузах. Переключиться на учебу в онлайн-формате удалось не всем из-за отсутствия стабильного доступа к интернету и компьютеру. С этой проблемой первым столкнулся Китай, затем страны Европы, США и Россия.

Впрочем, наличие стабильного доступа к интернету и гаджетам не гарантирует быстрой и комфортной адаптации к новым условиям. Возникают проблемы с дисциплиной и мотивацией. Приходится самостоятельно выстраивать рабочий график, план работы и учебы. В результате у работников быстрее наступает выгорание, а учащиеся с трудом усваивают новую информацию – это уже доказывают первые исследования.

В то же время одна из самых больших проблем удаленки – отсутствие социализации, нарушение баланса между работой и отдыхом, проблемы с вниманием и концентрацией.

Пандемия также показала, что формат образования становится фактором расслоения общества. Произошел скачок автоматизации образовательного процесса, появилось много онлайн-лекций, курсов, тестов. Спрос тоже возрос: например, в апреле активность на платформе Coursera возросла на 644% по сравнению с тем же периодом в 2019 году.

Однако полноценно пользоваться онлайн-ресурсами могут только те, кто умеет учиться. Маленькие ученики не получают всего, что может дать онлайн-образование: отсутствует важнейшая функция повторения на невербальном уровне за другим человеком, коллективное взаимодействие. Онлайн-технологии и предлагаемый сегодня контент, на мой взгляд, не могут научить учиться. И здесь должна проявиться ключевая роль родителей и школы.

Если прежде цифровые услуги считались чем-то уникальным, сегодня они, наоборот, становятся массовым продуктом. Так, курс на Coursera доступен каждому, а поступить в хорошую школу могут единицы. С переходом в режим дистанционного обучения увеличивается разрыв между массовым и элитарным образованием, которое будет подразумевать индивидуальный подход и офлайн-взаимодействие.

Пандемия поставила под сомнение непоколебимость многих систем, которые не менялись в течение длительного времени. В сфере образования годами велись дискуссии о различиях между онлайн- и офлайн-учебой, о несовершенствах аттестации, о роли школ, вузов и высшего образования в современных реалиях.

Переход в онлайн-среду, вызванный коронавирусом, наглядно продемонстрировал, что сами по себе аудитории, залы, общежития ничего не значат. Важны знания, которые предлагает учебное заведение. Источник знаний – это не технологии, лекции и вебинары, а люди, сообщество.

В образовании значимую роль играет бренд учебного заведения, вклад в который вносят его история, успехи выпускников, отчасти географическое положение. А также исследовательские задачи, которые решают его сотрудники. Но развитие образовательных онлайн-платформ, которое неизбежно произойдет после пандемии, усилит мобильность знаний – они все реже будут привязаны к конкретному учебному заведению.

Резюме преподавателей и исследователей будет состоять из разных мест работы, привязка к одному вузу исчезнет окончательно. Это уже происходит. В результате вузы сохраняют за собой две главные функции – социализации, поскольку они предоставляют доступ к сообществу, и сертификации, поскольку берут на себя задачу оценивания.

Подход к оценке знаний тоже меняется. Привычный формат экзаменов с жесткой стандартизацией уходит на второй план. Некоторые вузы уже отказываются от итоговых тестов и оценивают студентов по их работе в течение семестра и учебного года.

Корпорации тоже пересматривают традиционный формат аттестации персонала, который превратился в рутину и часто делается для галочки. Так, Microsoft, Adobe и Dell еще до пандемии начали отказываться от системы KPI в оценке работы сотрудников, а в период карантина эта метрика в принципе стала неэффективна.

В МФТИ мы уже опробовали другой способ оценки результатов учащихся в рамках фестиваля по программированию и искусственному интеллекту Rucode, организованного совместно десятью вузами из разных регионов РФ. Завершающим этапом образовательного курса стал не тест, а массовый чемпионат по программированию. В нем выпускники смогли оценить свой уровень по сравнению с участниками разной подготовленности.

Поскольку пандемия ускорила многие процессы, упростился и подход к запуску проектов. Стало понятно, что инициативы должны воплощаться быстрее и эффективнее. Это отражается и на системе образования. На передний план выходит проектный подход, при котором учащиеся не стремятся к нормативам, а защищают собственный продукт.

Проектный подход применяют в образовании по всему миру, существует даже международная инициатива CDIO – «Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй», к которой подключен МФТИ. Например, в Техническом университете Чалмерса (Гетеборг, Швеция) студентам поручают разработать небольшой гоночный болид с прохождением всех этапов – от идеи до производства. Число таких форматов в образовательной среде прирастает.

Пандемия задала вектор цифровизации, но развитие событий все еще зависит от того, какие решения мы будем принимать в будущем. В этих условиях особую ценность приобретают два навыка – гибкость и критическое мышление. Именно эти свойства историк Юваль Харари называл главными навыками человека будущего в своей книге «21 урок для XXI века». Очевидно, сейчас лучшее время для их развития. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


России нужно забыть о дружбе с Западом

России нужно забыть о дружбе с Западом

Александр Храмчихин

Какова реальная цена наших внешнеполитических союзов

0
668
От онлайн-образования отрезаны более 20% учеников

От онлайн-образования отрезаны более 20% учеников

Ольга Соловьева

Дистанционному обучению в России мешает недоступность интернета и технических средств

0
1009
Мох и травка от ковида

Мох и травка от ковида

Фалет

Сказ о том, как глава администрации Кемского района с вирусом народными средствами борется

0
1178
Музыкальная вакцина Юрия Башмета

Музыкальная вакцина Юрия Башмета

Надежда Травина

В подмосковном Клину проходит VI Фестиваль искусств имени Чайковского

0
889

Другие новости

Загрузка...