0
11279
Газета Я так вижу Печатная версия

22.11.2023 16:56:00

"Единому образовательному пространству" – 30 лет

Как нарастание степеней свободы в классах обернулось победой "стратегии белых халатов"

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, концепция стандартизации, единое пространство, ямбург, асмолов, соловейчик, диагностика развития


образование, концепция стандартизации, единое пространство, ямбург, асмолов, соловейчик, диагностика развития В свое время Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург предложил, по его мнению, универсальное решение проблем педагогики. Фото с сайта www.sfu-kras.ru

Первое упоминание понятия «единое пространство» применительно к образованию датируется 19 октября 1993 года. Как ни странно, именно на день рождения Императорского Царскосельского лицея – самой свободной школы в мировой истории – пришлась публикация на центральном развороте «Учительской газеты» мало тогда кем замеченной статьи советника министра образования РФ Евгения Ямбурга. Эта статья со временем, однако, многое поменяла в жизни не заметивших ее читателей.

Во вступительной части автор основательно затронул тему нарастающей турбулентности в экономике, процитировал Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Ф.М. Достоевского. Воздал должное «особой интенции советского учителя» – гипертрофированному чувству долга.

Ситуация в учебных классах виделась известному педагогу двояко. С одной стороны, учителя обретали достоинство, впервые открывали труды М. Монтессори, Д. Дьюи, создавали авторские школы, пансионы, элитные гимназии. С другой – заслуженный учитель РФ давал волю эмоциям: «Меня совсем не умиляет картина участия детей в наших импровизированных уличных рынках и мытье машин... Практически невозможно в условиях роста криминогенности послать молоденькую учительницу по кварталам для сверки контингента учащихся».

Только под занавес автор назвал универсальное лекарство от социальных болезней. Именно стандарты в образовании будут выполнять роль несущей конструкции, а «формирование единого образовательного пространства (NB! – А.З.) позволит обучать каждого ребенка в зоне его ближайшего развития». При этом в основу предлагавшейся Ямбургом «внеплановой стандартизации» должна лечь формула психолога Александра Асмолова «От диагностики отбора к диагностике развития».

Видные деятели образования, Ямбург и Асмолов, выступили в ностальгическом ключе нового всеобуча. Правда, всеобуч в трактовке ученых облачился почему-то в белые одежды медицинских «диагностик». Как бы то ни было, аплодисментов не последовало.

Снова берусь за старые подшивки. На глаза попадается выпуск газеты «Первое сентября», увидевший свет на месяц раньше упомянутой статьи в «Учительской». Гвоздь номера – очерк писателя Симона Соловейчика, называется «Ждите комиссию». Ниже, под заголовком, крупно набрана причина столь тревожного прогноза: «Министерство образования восстанавливает систему рычагов».

Писатель сообщает, что недавно встретился с директором школы, который излучал неиссякаемый оптимизм: «Школа – на взлете. Никогда такого не было – свобода, комиссий нет». Тут управленец помолчал и заключил вне всякой логики: «Это ненадолго. Надо торопиться: грядет федеральный стандарт».

«Наверное, все против стандартов?» – спрашивает очеркист у другого директора школы.

«Что вы! – отвечает тот. – Не меньше 50% директоров ликуют. Теперь они могут спрашивать с учителя, теперь у них появился рычаг!..»

Действительно, если подумать, ну куда в образовании без рычагов, без послушания детей наставнику, учителей – директору школы, директора – начальнику управления образования?

Только на самом деле все не так. «Там, где рычаги, там и винтики, а винтики хорошей школы сделать не могут», – заключал Соловейчик.

Комиссии, конечно, в школы приезжали, но стандарта пришлось подождать.

Только в апреле 1995 года была вынесена на обсуждение Концепция федеральных компонентов государственного образовательного стандарта (ФГОС). Разумеется, никто не против разумного многообразия (заверялось в преамбуле), но налицо угрозы нашим многолетним достижениям. Перечислялись случаи таких угроз: в неких безымянных школах не преподаются канонические дисциплины, а там – отменяют оценки...

Вдумаемся, в чем первопричина «предметного истощения» школ. Она, как правило, одна: отрасли не хватает профессионалов. Учителям платят мало, потому они и покидают альма-матер, обостряя ее кадровую уязвимость. Все понятно, но при чем тут ФГОС? Или другой сюжет – в малокомплектной школе в русле педагогического опыта Л.Н. Толстого решили отменить оценки, гипотетически признав их вредным пережитком. Впали в крайность? Может быть. Однако эксперимент уже на ходу, прогнозы благоприятные, почему бы не дождаться окончательных итогов?

При этом авторы концепции стандартизации из Российской академии образования ссылались то на резолюцию Генассамблеи ООН, то на Международный пакт об уважении и свободе родителей. В результате панические призывы кабинетных полководцев увенчались, как обычно, гарантированным «минимумом требований к детям» в двух томах.

В марте 2004 года вступил в законную силу ФГОС первого поколения. Следом еще два поколения федеральных ГОСТов. А в феврале 2014 года – вопреки внушительной волне протеста педагогов – государственная итоговая аттестация, ГИА-9 (чистая копия ЕГЭ). Не многовато ли гарантов нерушимости пространства? Впрочем, по международным меркам это еще ничего, если верить эксперту Всемирного банка Альгирдасу Забулионису. В экономике есть понятие «угол наклона бананов». Похожую систему, но для измерения стандартности детей, по его словам, настойчиво продвигают тестологи Евросоюза.

Все смешалось в империи знаний: дефицит квадратных метров, детского здоровья, творческого драйва, в том числе на поприще архитектуры и строительства. Когда, например, столовая превращается в центр общественной жизни, а холл – в зрительный зал... Вместо полета мысли доминируют регламенты и рычаги.

В начале нулевых автору довелось участвовать в событии масштабном и неординарном. На моих глазах творилось чудо: наполнялось суммами субсидий, сроками, исполнителями и прочим будущее нации. Будущее, как известно, проектируется на расширенной коллегии Минобразования. Один за другим чиновники, каждый в рамках своей компетенции, докладывали, сколько медицинских сестер, поваров, инженеров и ученых-ядерщиков требуется, чтобы ответить на все вызовы. Где-то к обеду макет образовательного пространства России на пятилетие был готов и предварительно одобрен федеральным штабом отрасли.

Разве не по такой же схеме формируется стандарт – ядро образовательного пространства? Только в роли министерских футурологов тут выступают методические зубры, отстаивающие каждый свой кусочек государственного расписания? Максимумы СанПиНов, нормы трезвомыслия, принципы гуманизма временно забыты – каждый предметник бьется за свое неотчуждаемое место в голове ученика.

Самое интересное, что термин, под флагом которого школу стандартизируют, диагностируют и просто проверяют с 1993 по 2023 год, не является законным. Он нигде и никем не определен, отсутствует в отраслевом ФЗ «Об образовании в РФ». Этот факт публично подтвердила недавно директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова. С другой стороны, благодаря «забывчивости» чиновников необходимостью укрепления загадочного, как и сама Россия, пространства может быть обосновано любое нововведение. 


Читайте также


Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
4841
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
6486
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
7629
Бизнес устремился в колледжи

Бизнес устремился в колледжи

Владимир Полканов

Компании активно включились в перезагрузку системы среднего профессионального образования

0
6076

Другие новости