На минувшей неделе заметно активизировались бывшие горячие точки на территории Содружества. В каждой из непризнанных республик это происходило по-разному, и фон был не одинаков – мирный и не совсем. Если информационные сообщения из Абхазии и Южной Осетии больше напоминали фронтовые сводки, которые не обещали в ближайшем будущем хорошей политической погоды на кавказском направлении, то вести из Приднестровья говорили о положительных тенденциях – на молдавском.
В Абхазии в пятницу российские военные обнаружили мину под строящимся железнодорожным полотном, ее вовремя обезвредили и потому обошлось без жертв. В Южной Осетии ситуация оказалась сложнее: там в субботу, по утверждению представителей Цхинвали и российских миротворцев, стреляли со стороны Грузии. В результате – семеро раненых. К расследованию инцидента подключились военные наблюдатели ОБСЕ и Смешанных сил по поддержанию мира. Но независимо от его итогов, случившееся негативно скажется на перспективах переговоров между Грузией и Южной Осетией, которые сегодня практически заморожены.
В то же время в отношениях Тирасполя и Кишинева наметились позитивные тенденции. За год до парламентских выборов в Молдавии (намечены на 2009 год) в республике появились политические силы, которые не только заявляют о намерениях выстроить новые отношения с Приднестровьем и Россией, но и объясняют, как именно это можно сделать. На обоих берегах Днестра бурные дискуссии вызвала программа, обнародованная политическим движением «Новая Молдавия». Авторы проекта, который обещает стать альтернативой правящей Коммунистической партии, – журналисты и политологи, представляющие три этнические части молдавского электората – молдаван, гагаузов и русских, которых, как следует из программы, объединяет идея укрепления молдавской государственности. Фундаментом ее, по замыслу авторов, может стать отказ Молдавии от идеи унитарного устройства в пользу федеративного. «Новая Молдавия» предлагает молдавским властям признать вину Кишинева в развязывании приднестровского вооруженного конфликта и подписать договор о дружбе и сотрудничестве с Приднестровьем, что на недавней встрече в Бендерах приднестровский лидер Игорь Смирнов предложил сделать молдавскому президенту Владимиру Воронину. В повестке дня «новых» – придание русскому языку статуса второго государственного, пропорциональное представительство трех частей возможной федерации – собственно Молдавии, а также Приднестровья и Гагаузии (автономное образование на юге страны) в центральных законодательных и исполнительных органах и возвращение к практике всенародного избрания главы общего государства (с 2000 года президента Молдавии выбирает парламент).
Проект интересен тем, что родился на правом (молдавском) берегу Днестра, но его уже поддержали в Кишиневе, Тирасполе и Комрате (столица Гагаузии). Представители традиционных политических партий Молдавии высказывают некоторый скепсис по поводу проведения в жизнь идей молдавских младореформаторов, но при этом отмечают наличие рационального зерна в их подходе к решению сложных проблем. Движение претендует на голоса русскоязычного населения, в том числе и в Приднестровье, но при этом оно может рассчитывать на поддержку молдавской части электората, ориентированной на укрепление связей с Россией.
Российскую карту между тем активно разыгрывают и известные молдавские политики. Экс-премьер Молдавии Василий Тарлев в субботу заявил о вступлении в организацию с многообещающим названием «Друзья России». Говорят, что он ее и возглавит. Вместе с Тарлевым о членстве в новом русском клубе объявили известные предприниматели и представители творческой интеллигенции.