0
5239
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

16.08.2015 17:40:00

В культуре. "Божья воля" крушит "Скульптуры, которых мы не видим"

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: манеж, выставка


манеж, выставка Фото с официального сайта "Центральный выставочный зал "Манеж"

Для активистов православного общественного движения «Божья воля» и их лидера Дмитрия Цорионова (Энтео) летнее культурное межсезонье – не повод сидеть сложа руки. В 1962-м Хрущев на приуроченной к 30-летию МОСХа выставке в Манеже орал на художников, в 2015-м в Манеже религиозные активисты громят работы художников. В пятницу они сочли оскорбляющими чувства верующих произведения проекта «Скульптуры, которых мы не видим» и решили перейти к физической расправе над вещами. Вернисаж выставки состоялся накануне чин чином, участники «Божьей воли» пожаловали в день ее официального открытия и пытались уничтожить несколько произведений. 

Тут многое можно вспомнить: и выставку «Осторожно, религия!», и то, как Энтео приходил в МХТ на «Идеального мужа», и историю с новосибирским «Тангейзером»… Но первой на ум почему-то приходит фраза из, простите, бородатого анекдота: «А поговорить?» Нежелание «активистов» поинтересоваться, о чем выставка, вникнуть в идеи скульпторов, удивляет. Руководитель пресс-службы МВО «Манеж» Елена Карнеева сказала «НГ», что в итоге пострадали четыре работы Вадима Сидура – вырезанные по линолеуму два «Снятия с креста», «Распятие» и «Вскрытие после снятия с креста». И плюс к тому голова Иоанна Крестителя из серии «Любимые мертвецы и их мученичество», выполненной художницей Megasoma Mars. Елена Карнеева добавила, что в пятницу вечером от «Музейно-выставочного объединения «Манеж» было подано заявление в полицию (православных активистов забрали для дальнейшего разбирательства, но потом отпустили) о возмещении материального ущерба, а сегодня, в понедельник, «Манеж» будет настаивать на возбуждении уголовного дела. Энтео, в свою очередь, говорит о кощунстве, оскорблении чувств верующих и тоже твердит об уголовной ответственности – уже МВО.

«Скульптуры, которых мы не видим» – проходящая не в религиозном пространстве выставка не о религии. Она, как пишет куратор выставки Вера Трахтенберг, о том, что «внутреннее, невидимое», становится не только видимым, но и «овеществленным». Тут собраны работы скульпторов Вадима Сидура (их в фондах «Манежа» больше тысячи), Владимира Лемпорта и Николая Силиса: втроем они в 1954–1968 годах входили в объединение ЛеСС, и на нынешней выставке хотелось показать всех их вместе. Плюс к тому (выставку готовили с галереей «Триумф») есть и работы современных художников вроде Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола или, к примеру, группы АЕС+Ф. А рассказывают здесь и об исторической памяти и травме, и – у самого Сидура – о войне, о любви как спасительном чувстве, о страдании и о религиозном чувстве человека, работавшего в стране советского атеизма. Там, наконец, есть просто скульптурные портреты, изображающие и Хемингуэя, и Сидура, и Силиса. Работы Сидура на религиозные сюжеты – не религиозное искусство, сделанное по заказу Церкви (тогда это было невозможно), а религиозное чувство отдельного человека, внутренний мир художника, выраженный в изломанных от экспрессии линиях и формах. Интересно, как в художественной форме вычленить кощунство, непотребный вид – где рецепт? «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи из миланской Пинакотеки Брера «выезжает» прямо на зрителя сероватыми ступнями с отверстиями от гвоздя; Христос с Распятия Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда, что хранится в музее Унтерлинден доминиканского монастыря в Кольмаре, покрыт струпьями, и его пальцы свело болевой судорогой – это тоже не канонические, но ставшие классикой образы.

СМИ приводят комментарии экспертов, среди них и глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, который сравнил поступок «Божьей воли» с действиями ИГ (что Энтео в ответ назвал «экстремистским» высказыванием), и глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, призвавший обе стороны соблюдать закон. Поступок активистов, по сообщению ТАСС, раскритиковали председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов и зампредседателя комитета Госдумы по культуре, режиссер Владимир Бортко. Но в целом все сводится к тому, что этот инцидент нужно рассматривать в правовой плоскости. По крайней мере до тех пор, пока разрушение предметов искусства, какие бы цели оно ни преследовало, – преступление.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
419
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
508
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
498
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
443