0
2470
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

28.04.2019 16:56:00

На ММКФ победил фильм из Казахстана, российское кино осталось без наград

Неделя в культуре

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Григорьева – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: ммкф, фархат шарипов


ммкф, фархат шарипов Кадр из фильма Фархата Шарипова "Тренинг личностного роста". Фото с официального сайта Московского международного кинофестиваля /moscowfilmfestival.ru

Главный приз 41-го Московского международного кинофестиваля, который завершился на прошлой неделе, завоевала картина «Тренинг личностного роста» казахстанского режиссера Фархата Шарипова. Снят фильм по мотивам – именно по мотивам, назвать его полноценной экранизацией сложно – романа Данияра Сургалинова «Кирпичи 2.0», и рассказывает он историю забитого офисного клерка Каната, неудачника в кризисе среднего возраста, откуда его внезапно выдергивает приехавший из Астаны однокурсник. Он, напротив, в жизни устроился как нельзя лучше и утягивает героя в мнимо красивую жизнь, которая на деле оказывается не менее, а то и более мрачной, чем реальность Каната. Отмеченный в названии тренинг личностного роста отсылает не только к шарлатанским курсам с таким названием, которые всю дорогу посещают персонажи, но и метафорически описывает трансформацию Каната – да и целого поколения.

Жанрово «Тренинг» можно отнести даже к криминальному триллеру – здесь много откровенных сцен, мата, жестокости, грубости и формально есть линия с загадочным исчезновением девушки. Но на деле это кино, конечно, является весьма глубокой социальной драмой, очень точно описывающей и внешнее, и внутреннее состояние не только современного Казахстана, но и, пожалуй, всего постсоветского пространства. Не случайно, получая награду, режиссер Фархат Шарипов отметил, что оно «не совсем из другой страны»: «Мы все еще живем в какой-то одной большой непонятной стране».

Однако фильмам, представлявшим на ММКФ Россию, статуэток не досталось вовсе. Кроме разве что приза зрительских симпатий, который предсказуемо получил действительно самый зрительский фильм программы – якутский «Надо мною солнце не садится». И это на Московском кинофестивале случается, к сожалению, не в первый раз. С той лишь разницей, что на нынешнем, 41-м ММКФ выбирать все-таки было из чего – в конкурсе участвовали три отечественные картины. Тем не менее основные награды жюри во главе с южнокорейским режиссером Ким Ки Дуком раздало иностранцам. Спецприз вручили китайской ленте «Жизнь морских обитателей», лучшим режиссером признали итальянца Валерио Мастандреа, снявшего картину «Она смеется». Лучшим актером назвали Томми Корпелу, сыгравшего в финской «Пустоте», актрисой – Соху Ниасти из иранского фильма «Моя жизнь на втором курсе». Главный приз конкурса короткометражного кино завоевал французский «Тигр», в документальной программе победила норвежская лента «Потому что мы мужики».

От новостей кино – к новостям музейным. В Минюсте на прошедшей неделе зарегистрировали приказ Министерства культуры «Об утверждении Положения о Музейном фонде РФ» (№ 17 от 15 января 2019 года) – он вступит в силу, когда будет отменено положение, принятое в 1998 году правительством. Так в Минкультуры намерены усилить контроль за негосударственной частью Музейного фонда (напомним, этот фонд состоит из государственной и негосударственной частей). В частности, регламентирована процедура проведения экспертизы культурных ценностей негосударственными институциями при включении их в соответствующую часть Музейного фонда.  «С одной стороны, мы усиливаем контроль за этой категорией предметов, с другой  – это придает таким произведениям дополнительный, фактически сравнимый с музейным статус. Кроме того, их владельцы смогут видеть их и работать с ними в государственном каталоге», – прокомментировала обновление замминистра Алла Манилова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...