0
1489
Газета В мире Интернет-версия

31.03.2001 00:00:00

Что на душе у Хавьера Соланы?

Александр Карпухин

Об авторе: Александр Алексеевич Карпухин - политолог, кандидат исторических наук.

Тэги: солана, нато, ес


солана, нато, ес

ДВА ГОДА назад, после 24 марта 1999 г., очень многие люди считали чуть ли не ежедневной своей обязанностью узнавать новости о бомбардировках Югославии силами НАТО. Радио, телевидение, газеты - было нужно все. И дело вовсе не в простом человеческом любопытстве, желании взглянуть на трагедию со стороны, чтобы ощутить собственную безопасность и относительное благополучие. Просто все понимали, что тогда совершалась история. Да, совершаются ошибки и преступления, а история, казалось бы, творится. Но тогда, весной 1999 года история именно совершалась, ошибочная и преступная.

В то время, пожалуй, мало кого интересовало, что творится в душе генсека НАТО Хавьера Соланы. О чем он думал, чего хотел, к чему стремился - понимают многие. Но интересно - какие чувства и переживания испытывал человек, принимавший окончательное решение о бомбардировках целого народа. Было бы весьма любопытно заглянуть в глубину противоречивого сознания этого человека, уполномоченного творить историю и вынужденного ее совершать. Истинный переворот могла бы произвести "психологическая биография" человека, исследующая эволюцию сознания, - ведь обычная биография вряд ли даст ответы на вопрос, кто такой Хавьер Солана и что же движет этим человеком.

Солана, сделавший блистательную политическую и дипломатическую карьеру, начал ее, вступив в возрасте 21 года в испанскую Социалистическую партию и став ее активистом. Примечательно, что тогда он был категорическим противником НАТО, активно протестовал против вступления его родной Испании в Североатлантический блок. Но жизнь менялась. Солана пять раз избирался депутатом парламента, в течение тринадцати лет занимал различные министерские кресла, в том числе и министра иностранных дел Испании. Масштаб одной страны был преодолен, когда его назначили генеральным секретарем НАТО. Тогда-то, вероятно, и произошла перемена в его мироощущении. Но все-таки непонятно, что стало причиной этого, что в итоге заставило его принять решение о нанесении бомбовых ударов по своему континенту.

Федор Достоевский описал смятение одной души, посягнувшей на жизнь человека. Не стоит даже пытаться представить чувства Соланы, которого сотни тысяч людей в Югославии и миллионы по всем мире считают одним из виновников трагедии, начавшейся 24 марта 1999 года. Вряд ли стоит сомневаться, что бесконечно больно и жутко должно было быть у него на душе, когда этой весной он приехал в Белград. Да, конечно, этот симпатичный улыбчивый испанец оказался здесь уже в новом качестве, облеченный всеми атрибутами уважаемого дипломата. Но кто сказал, что вместе с новым статусом выдаются новые совесть и память? Интересно, мог ли Солана, даже теоретически, представить, что в 2001 году он окажется лицом к лицу с немым свидетельством результатов его решений - "непропорционального применения силы" и "гуманитарной интервенции". Хотя и на миг, но он почувствовал себя тем режиссером, который невольно оказался героем снятого им же триллера. Видимо, правы те, кто утверждает, что место преступления как будто тянет к себе преступника - и тот возвращается.

Солана вернулся в Белград этой весной в качестве генерального секретаря Совета ЕС / высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности. В этом же качестве приезжает он и в Москву на следующей неделе. Получается, что та самая единая стабильная и безопасная Европа, о построении которой так много говорится сегодня, будет создаваться в том числе и руками Соланы. Но сможет ли он, отягощенный душевными переживаниями о своей исторической миссии, терпеливо и созидательно строить систему всей европейской безопасности, если всего лишь два года назад панацеей от всех болезней региона он посчитал бомбовую терапию?

Момент для начала конструктивного и созидательного анализа перспектив построения стабильной Европы настал подходящий - европейские государства, исходя из собственных интересов и взвешивая возможные угрозы, осознают необходимость создания безопасного и предсказуемого континента. Всем очевидно, что, раздувая огонь у соседа, погорельцем можешь стать сам. Должно быть очевидным и другое: для создания этой новой архитектуры европейской безопасности нужны политики, способные к конструктивной деятельности, а не постоянно возвращающиеся к устаревшим методам решения проблем.

Два года назад одним из основных условий для развития полноценных отношений Запада с Югославией был уход Слободана Милошевича. Сегодня это условие не просто выполнено, а перевыполнено - к руководству Югославией пришли новые демократические силы, поддержанные всем мировым сообществом. Но ни нормального экономического сотрудничества, ни реальной помощи так и не видно. Похоже, что все тормозят как раз те самые люди, которые два года назад ставили заведомо невыполнимые на тот момент условия, отдавали приказы о бомбовых ударах, а сегодня возвращаются на место "совершения истории".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
268
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
324
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
316
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
297