0
1281
Газета В мире Интернет-версия

15.10.2010 00:00:00

Сложное наследство

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: великобритания, россия


Нынешняя осень принесла потепление в российско-британских отношениях. 13 октября министр иностранных дел Британии Уильям Хейг встретился в Москве с российским коллегой Сергеем Лавровым и с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Во встрече участвовала также посол Британии в России Энн Прингл, а также политический директор Министерства иностранных дел Британии Джефри Адамс. Переговоры были посвящены улучшению российско-британских отношений.

Визит Уильяма Хейга не был спонтанным. Еще весной – сразу после прихода к власти правительства Дэвида Кэмерона – аналитики заговорили о потеплении в отношениях Москвы и Лондона. 12 мая президент РФ Дмитрий Медведев отправил послание новому премьеру Британии с призывом развивать двусторонние отношения. 26 июня на саммите G20 в Торонто (Канада) состоялась встреча Дэвида Кэмерона и Дмитрия Медведева. На повестке дня – возможный визит британского премьера в Москву или российского президента в Лондон.

Главная интрига, однако, не в этом. За минувшие полвека почти все лидеры СССР/России пытались улучшить отношения с Лондоном. О необходимости преодолеть конфронтацию говорили Леонид Брежнев (1973) и Константин Черненко (1984). Предпосылкой нового мышления Михаила Горбачева стала его встреча в Лондоне с премьером Британии Маргарет Тэтчер (декабрь, 1984). Борис Ельцин добился первого визита в Россию королевы Британии Елизаветы II (октябрь, 1994). Владимир Путин начал свое президентство со встречи в марте 2000 года с премьером Британии Тони Блэром. Но все эти попытки завершились неудачей. Российско-британские отношения оставались «стабильно напряженными».

Столь негативный фон российско-британских отношений на первый взгляд странен. Между Британией и Россией сложился комплекс стабилизирующих связей. Российский бизнес охотно инвестирует в британскую экономику и покупает британскую недвижимость. Получение британского образования считается почетным в российской элите. В 2003 году были подписаны двусторонние Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики и Меморандум об участии Британии в строительстве Североевропейского газопровода. С тех пор Британия не раз проявляла интерес к российскому энергетическому рынку.

Не мешают развитию отношений и исторические традиции. Публицисты любят порассуждать о «традиционной вражде» России и Британии. Но в XVIII веке тезис о российско-британском союзе был аксиомой европейской политики. В последующие два века Россия и Британия были союзниками почти во всех крупных войнах – наполеоновских, двух мировых и антитеррористической операции против талибов в Афганистане. Правда, были Крымская война и соперничество в Азии 1870-х годов. Но эти негативные факты уступают масштабу войн России с Францией и Германией. (Память о которых не мешает России строить конструктивные отношения с Парижем и Берлином.)

Дело скорее в ином. Британия выступает основой американского присутствия в Европе. У Вашингтона и Лондона сложился комплекс «особых отношений» в военно-политической сфере. И это накладывает отпечаток на российско-британские отношения.

Во-первых, британский ядерный арсенал включен в систему американского ядерного планирования. Четыре атомные подводные лодки Британии оснащены американскими баллистическими ракетами Trident-II. Лондон также не участвует в Вашингтонском договоре 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Теоретически США могут обходить лимиты СНВ и возродить производство ракет средней дальности в рамках совместных программ с Британией. Поэтому из Москвы Британия видится как опасный пробел в режиме контроля над вооружениями.

Во-вторых, Соединенные Штаты с недоверием относятся к прямым контактам России со странами Западной Европы. Особую тревогу у американцев вызывают выдвигаемые Россией «общеевропейские инициативы». В Вашингтоне опасаются, что посредством их выдвижения Москва стремится подорвать военную основу НАТО и систему американского присутствия в Европе. Британии как ведущему союзнику «поручается» торпедировать российские инициативы. Случайно ли, что Лондон столь жестко критиковал российские проекты Договора о европейской безопасности (ноябрь, 2009) и «евро-атлантической инициативы безопасности» (апрель, 2010)?

В-третьих, со времен холодной войны между американской и британской дипломатией сложилось своеобразное разделение труда. Вашингтон вел с СССР и Россией переговоры о контроле над вооружениями. Неблагоприятные оценки советских (а затем и российских) действий американцы зачастую высказывали через своего британского союзника. Закономерно, что именно британские СМИ рисуют преимущественно негативный образ России.

В-четвертых, причины недовольства Россией есть и у британского бизнеса. С 1986 года объем добычи углеводородов в Северном море падает. Страны ЕС ищут альтернативные источники энергоносителей, включая Россию. На фоне успеха немецких компаний британские инвестиции в российскую энергетику выглядят скромно. Отсюда – раздражительный тон британских СМИ в адрес российского бизнеса.

Между Россией и Британией возможен конструктивный диалог. Российская сторона будет пытаться сделать британцев более мягкими к «общеевропейским инициативам». Британцы – наладить взаимодействие в энергетике. Но масштаб этого диалог ограничен. На обозримую перспективу Британия останется страной, с которой у России будут «стабильно непростые» отношения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
674
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
374
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
386
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
354