0
3418
Газета В мире Печатная версия

24.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Наш ответ партнерствам

Китаю и России не обойтись без откликов на действия США, но фундамент двусторонних отношений не должен быть антиамериканским

Тимофей Бордачев

Об авторе: Тимофей Вячеславович Бордачев – директор евразийской программы Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай».

Тэги: россия, китай, сша


россия, китай, сша Фото Reuters

Предстоящий визит Владимира Путина в Пекин – хороший повод поговорить о расширении китайско-российского сотрудничества в регионе Центральной Евразии и препятствиях, которые для этого необходимо преодолеть. Эти препятствия имеют преимущественно субъективную природу. На уровне восприятия значительной частью российских элит и общественного мнения ответ на вопрос об активном вовлечении в региональные дела внешних игроков пока не очевиден. Существуют устоявшиеся представления о том, что в силу исторических причин Россия должна нести эксклюзивную ответственность за региональную безопасность. Играет свою роль и известная настороженность по поводу того, что в отличие от США, присутствие которых в регионе носит фрагментарный характер, китайское вовлечение будет иметь системную природу.

 Сейчас доминирующей является точка зрения, что ни Россия, ни Китай в одинаковой степени не рассматривают военно-политический союз в качестве цели своего сближения. Все официальные заявления и оценки влиятельных экспертов сходятся на том, что обе стороны удовлетворены существующим форматом отношений. Тем более что такая логика поведения Москвы и Пекина вполне вписывается в рамки уже устоявшейся в международном научном дискурсе идеи о неспособности великих держав в современных условиях к формированию постоянных коалиций для сдерживания государства, стремящегося к доминированию. Особенно в том случае, если это государство является «морской» сверхдержавой, а его потенциальные балансиры «сухопутными», как, например, отмечают Джек Леви и Вильям Томпсон. Объясняется это тем, что «морская» держава является для своих «сухопутных» партнеров внерегиональным игроком и, таким образом, заслуживает меньшего внимания, чем «сухопутные» вызовы.

Отметим, однако, что применимость этого тезиса к современной ситуации ограничена тем, что США весьма активно присутствуют в непосредственной близости от границ и важных объектов России и Китая. Это делает США в определенной степени уже именно региональной сверхдержавой и может актуализировать вопрос о необходимости их балансировать со стороны региональных игроков.

 Большое сдерживающее значение имеет то, что в современных обстоятельствах любой союз между великими державами без участия США будет неизбежно иметь антиамериканский характер. Это, в свою очередь, вызовет жесткую реакцию со стороны Вашингтона и его союзников, что, весьма вероятно, может привести к разбалансировке, если не разрушению всей глобальной экономической системы, выгодополучателями которой являются как Китай, так и, хотя и в несоизмеримо меньшей мере, Россия. 

Одновременно с этим стороны сделали много для того, чтобы устранить даже незначительные объективные факторы, которые могли бы привести к возникновению конкуренции между ними. Это позволяет лидерам в Москве и Пекине уверенно заявлять о том, что двусторонние связи приняли «новую форму отношений между великими державами», как это определяется в рамках китайского внешнеполитического понятийного аппарата.

Однако более важным фактором являются структурные изменения в более широком глобальном масштабе. Возникают по инициативе США новые коалиции для управления глобальной экономикой, которые бросают прямой вызов как уже существующим институтам, так и другим крупным игрокам. В случае реализации на практике такие начинания, как Транстихоокеанское торговое партнерство (ТТП), приведут к тому, что в АТР возникнет «матрица» из мер тарифного и нетарифного регулирования торговли и хозяйственной деятельности вообще, а также многосторонних договоренностей участвующих стран. При этом есть все основания считать, что даже в случае трудностей с ратификацией соглашения его положения будут реализованы странами-подписантами в той или иной форме. Обсуждаются и возможности создания в Западном полушарии Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), которое объединит экономики США и ЕС.

Можно предположить, что масштаб этих изменений окажется настолько серьезным, что поставит под сомнение саму возможность сохранения полицентричной структуры международной системы. Системы, которая, казалось бы, начала оформляться после завершения холодной войны и в которую Китай пытается себя встроить. В результате попытки Пекина стать важным и уважаемым участником системы международного управления могут оказаться в значительной степени безуспешными. Китай не закрывает для себя возможностей для начала переговоров с основателями ТТП. Для России новые партнерства представляют гораздо меньший вызов в силу структуры ее экспорта и скромных масштабов интеграции в международные производственные цепочки. Однако и ей придется учитывать новые реалии, если они состоятся, в своей внешнеэкономической политике.

Повторю, традиционно аргументация «за» и «против» гипотетического союза России и Китая строится на основе предположения, что он должен быть направлен на балансирование США, как угрожающего интересам обеих держав гегемона. Однако из внимания упускается вероятность формирования более близких к союзническим отношений по принципу не «против», а «за» – на основе совместного решения одинаково важных задач. Либо для того, чтобы закрепить некий, устраивающий обе стороны порядок в двусторонних отношениях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нелегалы грозят обрушить рейтинги президента США

Нелегалы грозят обрушить рейтинги президента США

Данила Моисеев

Суд не позволил Байдену отменить решения Трампа по мигрантам

0
853
В Синьцзяне посланцам ООН покажут потемкинские деревни

В Синьцзяне посланцам ООН покажут потемкинские деревни

Владимир Скосырев

Китай требует от Бачелет беспристрастности и объективности

0
776
Антикризисные меры правительства концентрируются вокруг импорта

Антикризисные меры правительства концентрируются вокруг импорта

Анастасия Башкатова

Основой продовольственной безопасности России были закупки за рубежом

0
1078
Херсонщина обменяет гривны на рубли по твердому курсу

Херсонщина обменяет гривны на рубли по твердому курсу

Иван Родин

Россия ускоряет финансовое, правовое и политическое проникновение в Украину

0
881

Другие новости