0
4821
Газета В мире Печатная версия

19.10.2022 19:57:00

Германские социал-демократы отказываются от наследия Вилли Брандта

Ведущая партия ФРГ считает, что страна зря старалась сотрудничать с Россией

Тэги: германия, внешняя политика, сдпг, рф, энергетика

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

германия, внешняя политика, сдпг, рф, энергетика В отличие от политиков обычные немцы считают, что надо проявлять сдержанность во внешней политике. Фото Reuters

Глава СДПГ Ларс Клингбайль признал ошибкой социал-демократов поиски возможностей политического сближения c Россией в последние десятилетия. Восточная политика, начатая в 70-е годы прошлого века Вилли Брандтом и приведшая к разрядке напряженности на континенте, признана ошибкой. Сегодня ее наследие отягощает социал-демократам проведение внешней политики. Поэтому Клингбайль потребовал выработки новой линии в отношении Москвы.

Как отмечает немецкое информационное агентство n-tv, причиной такого резкого разворота стали российские действия в Украине. Об этом лидер СДПГ заявил на одном из партийных мероприятий в Берлине. По его словам, после окончания Второй мировой войны социал-демократы предполагали, что отношения с Россией всегда будут улучшаться, пишет агентство. Но, как считает Клингбайль, подобный подход привел к появлению слепых зон в российско-германских отношениях, что, в свою очередь, привело к ошибкам в обращении с Москвой. Отсюда появляется, по его мнению, необходимость принципиального изменения позиции СДПГ в отношении РФ. Немецкая система безопасности должна работать и без России, подчеркнул Клингбайль.

Пока же в принятой в 2007 году основной программе СДПГ содержатся положения о стратегическом партнерстве с Россией. В этом документе она названа незаменимой для Германии и Европейского союза. В предвыборной программе СДПГ, с которой она выступала на выборах 2021 года, еще говорится о том, что «мир может быть достигнут только вместе с Россией».

По мнению Клингбайля, после окончания холодной войны его партия совершила четыре ошибки в отношении Москвы. Во-первых, социал-демократы предполагали, что история обязывает и Германию, и Россию к сотрудничеству. Но Берлин недооценил, что российский президент Владимир Путин это видит иначе и использует прошлое «для автократической консолидации общества внутри страны» и для проведения «великодержавной политики вовне», утверждает Клингбайль.

Во-вторых, провозглашенная Брандтом политика изменения через сближение не работает. Тесные экономические отношения не привели к стабильности на Европейском континенте.

В-третьих, Германия стала зависимой от России в сфере энергетики. Такая односторонняя зависимость, считает Клингбайль, не должна повториться.

В-четвертых, Берлин, по мнению лидера СДПГ, недостаточно учитывал интересы своих восточноевропейских и центральноевропейских партнеров, и это привело к существенной потере доверия с их стороны.

По оценке Клингбайля, он не может себе представить нормализацию отношений с Россией даже в долгосрочном плане. Поэтому к партийному съезду, намеченному на конец 2023 года, СДПГ намерена полностью переработать свою концепцию внешней политики и европейской безопасности.

Судя по всему, СДПГ будет продавливать свою новую позицию в отношении России и внутри Германии. Чем-то иным трудно объяснить выступление социал-демократической специалистки по внутренней политике Доротеи Маркс из восточногерманской земли Тюрингия, которая, как пишет журнал Focus, потребовала «жесткого ответа» со стороны государства на действия правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая, как известно, в своих программных установках требует в том числе налаживания отношений с Россией. Журнал приводит слова Маркс, которая считает, что «время созрело для запрета АдГ и прежде всего ее отделения в земле Тюрингия». Можно предположить, что социал-демократических политиков пугает растущая популярность АдГ прежде всего в восточногерманских землях. Ведь недавно тот же Focus опубликовал результаты опросов общественного мнения, проведенного Институтом Insa. Согласно им, если бы в восточногерманской земле Бранденбург были сейчас проведены выборы, то на них победила бы АдГ, опередив правящую сейчас в этой земле СДПГ. А ведь еще в конце сентября опросы показывали, что СДПГ и АдГ набирают одинаковое число сторонников в этой земле. Эти тенденции могут говорить о растущем потенциале недовольства политикой СДПГ прежде всего на федеральном уровне.

Между тем, согласно опубликованным в понедельник 17 октября опросам Института Кантар, который проводился по заданию фонда Кёрбер, 52% немцев отвергают претензии Германии на ведущую роль в международной политике. Кроме того, 65% предполагают, что Германия при проведении своей внешнеполитической линии должна использовать дипломатические методы. За усиление немецкой военной составляющей проголосовали лишь 14% опрошенных.

В связи с этим фонд делает вывод, что усиление военной роли Германии (как этого, в частности, требуют лидеры ряда ведущих политических партий страны, будь то правящая «Союз 90/Зеленые» или оппозиционная ХДС) отклоняется 68% граждан ФРГ.

Как считает в связи с этим Нора Мюллер, руководительница отдела международной политики Фонда Кёрбера, провозглашенный федеральным канцлером Олафом Шольцем разворот во внешней политике «все еще не укоренился в головах немцев». Ее слова приводит французское агентство AFP.

В то время как большинство граждан ФРГ требуют сдержанности во внешней политике, пишет агентство, боевые действия в Украине повышают уровень тревожности в обществе. По данным того же Института Кантара, 69% немцев опасаются начала ядерной войны. 80% опрошенных боятся, что конфликт в Украине может распространиться на страны, входящие в НАТО. А 72% считают, что военной угрозе может подвергнуться и Германия.

К вызовам, перед которыми стоит страна, 45% относят ситуацию в Украине, 20% – энергетический кризис и 10% – Россию и ее президента Путина.

Несомненно, что полный переход в трансатлантическое русло, планируемый, видимо, руководством СДПГ, пока находит ограниченную поддержку среди населения Германии. Практически единственной политической партией в стране, требующей в это кризисное время налаживания контактов с Россией, остается АдГ, если не считать отдельных политических деятелей, таких как, например, бывший канцлер Ангела Меркель в ХДС или член Бундестага от Левой партии Сара Вагенкнехт. Германия, по сути дела, стоит на развилке своего исторического развития, связанного с уроками Второй и Первой мировых войн.


Читайте также


"Зеленая" Германия раскололась на реалистов и фундаменталистов

"Зеленая" Германия раскололась на реалистов и фундаменталистов

Олег Никифоров

Немцы потеряли интерес к партии экологов

0
815
Возможен ли пересмотр внешнеполитических приоритетов Америки

Возможен ли пересмотр внешнеполитических приоритетов Америки

Владимир Пряхин

О курсе Вашингтона в стратегическом треугольнике США–Китай–Россия

0
1755
Возможность монетизации партсписков сокращается

Возможность монетизации партсписков сокращается

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Очевидный спонсор КПРФ на проходном месте пока замечен только в одном регионе

0
1510
Пять книг недели

Пять книг недели

0
858

Другие новости