В столкновениях с полицией в Индонезии палки используют не только полицейские. Фото Reuters
Президент Индонезии Прабово Субианто сталкивается с самыми масштабными протестами за все время нахождения на посту главы государства. Индонезийцы, недовольные растущими налогами и безработицей, протестуют против баснословных надбавок к зарплатам чиновников. Правительство сталкивается со сложным выбором: пойти навстречу демонстрантам или жестко подавить волнения в стране.
Индонезию захлестнула волна насилия. В субботу, 30 августа, протестующие подожгли здания региональных парламентов в трех провинциях на юге страны: Западной Нуса-Тенгаре, городе Пекалонган в Центральной Яве и городе Чиребон в Западной Яве. Поджоги стали ответом на смертельный наезд полицейской машины на водителя мототакси 28 августа. Инцидент произошел во время демонстраций и митингов, на которых требовали отмены щедрых надбавок к зарплатам депутатов. Ранее также был совершен поджог городского совета в городе Макассар. В результате трое человек погибли, пятеро пострадали.
В столице и регионах всей Индонезии демонстранты протестуют, в сущности, под одними и теми же лозунгами. Они выходят на улицы из-за ухудшающегося уровня жизни, растущих налогов и в целом разочарования в политике президента. Прабово Субианто был избран осенью 2024 года с четкой, не предполагающей двойных толкований, программой. Глава государства обещал сократить уровень безработицы, обуздать инфляцию и обеспечить экономический рост на уровне 5,4% в 2026 году, в том числе за счет налогов на богатых. Однако ни одно из обещаний, если не считать увеличения налогового бремени (причем для всех индонезийцев), пока не выполнено.
Большое недовольство вызывает то, что повышению налогов сопутствует широко разрекламированная трата бюджетных средств на программы, в целесообразности которых в обществе есть большие сомнения (в частности, программа бесплатного питания для школьников и беременных женщин, на что будет потрачено около 1 млрд долл.), и главное, рост расходов на содержание госаппарата. Членам парламента планируют выплачивать около 3 тыс. долл. ежемесячно в качестве жилищного пособия. Эта сумма в 10 раз превышает размер минимальной заработной платы в стране. Для многих индонезийцев, среди которых почти каждый десятый живет за чертой бедности (многие находятся в шаге от того, чтобы ее переступить), такие льготы выглядят издевкой.
Не только ухудшающееся положение индонезийцев и преференции чиновникам стали основанием для недовольства Прабово Субианто. Президент, который является бывшим военным, взял курс на расширение привилегий вооруженных сил. С марта этого года представители армии могут занимать больше гражданских постов. Расширение доступа военнослужащих к власти и сферам, обычно свободным от их влияния, заставляет многих индонезийцев беспокоиться о том, останется ли их страна демократией.
Здесь все чаще вспоминают недавнее прошлое, отношение к которому неоднозначно. Усиление армии в Индонезии похоже на начало возвращения к военному режиму генерала Мухаммеда Сухарто, который находился у власти с 1960-х по 1990-е годы. Его правление запомнилось экономическим кризисом и массовыми репрессиями, жертвами которых стали почти миллион человек.
Эффект от непопулярных решений индонезийского президента усугубляется расхождением в заявлениях чиновников. Выступая на публике, Прабово Субианто призывает страну к спокойствию, обещает диалог и проявляет готовность провести «тщательное и прозрачное расследование» обстоятельств гибели водителя такси. В то же самое время глава Национальной полиции Индонезии Листио Сигит Прабово говорит, что ему поручено принять «решительные меры» в отношение тех, кто нарушает порядок. Эта двойственность позиции властей только уменьшает доверие к президенту и правительству.
Примет ли Прабово Субианто действительно жесткие меры в отношение протестующих или, наоборот, пойдет им навстречу, сейчас говорить сложно, считает руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. «С одной стороны, личность Прабово Субианто, бывшего военного и достаточно жесткого политика, позволяет ожидать, что он предпочтет очень решительные действия силового характера. Но вместе с тем над ним довлеет опыт предшественника. Для предыдущего президента Джоко Видодо было характерно в такого рода ситуациях стремление искать компромиссы, а не делать ставку только на применение силы», – говорит эксперт. К относительно мягкому стилю обращения с протестующими в Индонезии привыкли. Поэтому выбор стратегии подавления беспорядков для Прабово Субианто будет сложным, полагает Мосяков.