0
2187
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2008 00:00:00

"Москва обрекает себя на самоизоляцию"

Тэги: россия, грузия, война, конфликт


Месяц назад разразилась российско-грузинская война. За это время Россия объявила о признании суверенитетов Абхазии и Южной Осетии, Грузия – о разрыве дипломатических отношений с Россией, Запад обвинил Москву в невыполнении «плана Саркози», а в Гааге Международный суд рассматривает иск Грузии против РФ. Вопросов много. На некоторые из них «НГ» ответил секретарь Совета безопасности Грузии Александр Ломая.

– Как вы оцениваете события в Южной Осетии?

– Думаю, что моя оценка не будет отличаться от тех, которые даны международным сообществом. Это грубое попрание суверенитета Грузии и фундаментальных принципов международного права со стороны России. Налицо вооруженная агрессия и продолжающаяся оккупация.

– Деятельность международных посредников, очевидно, неэффективна – российские войска остаются в Поти, Западной Грузии, не говоря уже об Южной Осетии и Абхазии?

– Нарушение Россией «плана Саркози» является предметом особого беспокойства международного сообщества. В подписанном документе указаны конкретные сроки и конкретные условия выполнения Россией ряда обязательств. Главное из них – отвод всех воинских подразделений на позиции до 7 августа. Это означает, что войска должны покинуть Грузию.

– В Москве звучит заявление: будем действовать так, как диктуют сложившиеся условия безопасности.

– Мир видит, что Россия действует как слон в посудной лавке, дав себе право в одностороннем порядке перекраивать границы современной Европы. И ответы на эти противоправные агрессивные действия России у мирового сообщества есть – уже заморожены переговоры по новому соглашению ЕС и Россией, сотрудничество в области гражданского использования атомной энергии между США и Россией, некоторые другие программы. Россия поставлена перед четким выбором: либо она действует как цивилизованное государство, либо против нее будут предприняты другие меры.

– Другие меры? Что вы имеете в виду? От специального заседания ЕС грузинское руководство ожидало конкретных мер против России, но они не были приняты – Европа дала понять, что не желает жесткой конфронтации с Москвой, и, кажется, власти Грузии были несколько разочарованы.

– Европа действительно не хочет конфронтации с Россией. Это не входит в интересы европейских стран, а также Грузии. Но при этом Европа очень четко дала понять, что ее отношения с Россией находятся на перепутье. Россия должна сделать выбор. Она должна показать Европе, что уважает территориальную целостность, суверенитет и независимость всех европейских государств и взятые на себя международные обязательства. И теперь от самой России зависит ее будущее – либо она окажется в ряду современных государств, либо продолжит скатываться к самоизоляции.

– Постановлением парламента Грузии российские миротворцы объявлены оккупационными войсками. Тбилиси настаивает на вводе международных воинских подразделений. Россияне никуда уходить не собираются... Как это будет совмещаться?

– После того как вооруженные силы России вторглись в Грузию и продолжают оккупацию около трети территории нашей страны, после того как Россия разрушила существовавшие до этого договорные основы для урегулирования конфликтов как в абхазском регионе, так и югоосетинском, Грузия приняла единственно возможное решение, заявив, что эти договорные основы не действуют и все вооруженные силы РФ, находящиеся на территории Грузии в ее международно-признанных границах, являются оккупационными. Поэтому на данный момент мы можем говорить только о плане Саркози, который состоит из соглашения о прекращении огня из 6 пунктов, письма Саркози и объяснений. То есть имеются три документа, где четко написано, что должна произойти замена российских миротворческих сил на международные. В решениях саммита ЕС также четко прописана поддержка миротворческой операции силами ОБСЕ. Разночтений быть не может. Миротворческие операции в Абхазии и Южной Осетии будут интернационализированы. Россия показала, что миротворцем быть не может. Она – сторона конфликта, агрессивная сторона. По состоянию на 3 сентября (интервью записывалось 4 сентября. – «НГ») на территории Грузии находились до 17 тысяч военнослужащих РФ и несколько сотен единиц тяжелой техники. Эти цифры подтверждают наблюдатели от ОБСЕ.

– Некоторые эксперты говорят о том, что отсутствие термина «территориальная целостность Грузии» в «плане Саркози» спровоцировало признание Россией суверенитетов Южной Осетии и Абхазии. Это упущение грузинской стороны, посредников?..

– Территориальная целостность Грузии никогда никем не ставилась под сомнение. «План Саркози» – это план о прекращении огня, и он не мог ставить перед собой цели обсуждать вопросы территориальной целостности. Это вопрос необсуждаемый, что подтвердилось в заключительном документе саммита ЕС, где четко сказано, что любые решения по урегулированию конфликтов в Грузии могут опираться на международно-признанные принципы независимости и территориальной целостности любого европейского государства.

– США в отношении грузино-российского конфликта заняли более жесткую позицию, чем Европа. С чем это связано?

– Я не вижу отличий. Мы слышали заявление Белого дома о том, что он полностью солидаризируется с оценкой ЕС. Это очень важно. Со времен Милошевича Европа и мир не были так единодушны – это отпор России, спокойный по тону, жесткий и последовательный по содержанию. 27 стран Европы сказали России, что она стоит перед выбором: либо она выполняет фундаментальные нормы международного права и взятые на себя международные обязательства по уважению независимости и территориальной целостности любой европейской страны, либо обрекает себя на самоизоляцию. И с этим согласились не только страны ЕС, но и страны «большой семерки», включая США.

– Тем не менее Грузия и Россия – соседи. От этого никуда не деться. Все войны заканчивались миром. Сейчас прерваны дипотношения, закрываются посольства. Что дальше?

– Не грузинские вооруженные силы пересекли государственную границу России. Не грузинские военные самолеты бомбили 31 город и населенный пункт сопредельного государства. Не грузинские силы способствовали массовым этническим чисткам, которые зафиксированы Human Rights Watch и другими организациями. Это сделали российские вооруженные силы. Агрессор всегда найдет повод. Вацлав Гавел точно сравнил действия России с вторжением гитлеровской Германии в Чехословакию под предлогом защиты этнических немцев в Судетах. Если Россия одумается, пересмотрит свое агрессивное восприятие мира, в том числе в отношении так называемого ею ближнего зарубежья... Грузия никогда не ставила цель быть изолированной от России. Но забыть, как российские самолеты бомбили наши города, танки утюжили наши села, а солдаты изгоняли сотни тысяч людей из своих сел и городов, будет трудно, если вообще возможно. В современном мире такие преступления не проходят безнаказанными. Я думаю, что много лет спустя у других поколений российских политиков будет возможность объяснить честно и своему народу, и всему мировому сообществу, что они думают по этому поводу. Но сегодня говорить о какой-либо нормализации отношений просто несерьезно – до трети территории Грузии находится под российской оккупацией. Главная задача международного сообщества – это деоккупация Грузии. До того как последний российский солдат не покинет территорию нашей страны, других задач по отношению к РФ у нас нет. Если у России была цель остановить движение Грузии к Европейскому союзу и НАТО, она добилась противоположного результата. Оба эти процесса после российской агрессии будут ускорены.

– После случившегося, после того как Москва признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, возможен ли переговорный процесс о восстановлении юрисдикции над этими территориями?

– Страна фактически расчленена. Мы видим эту реальность. Грузия была и останется приверженцем мирного урегулирования. Какие формы это приобретет? Сейчас об этом говорить преждевременно. Вначале нужно добиться деоккупации страны, а потом уже говорить о том, как при реальном международном посредничестве и миротворчестве думать о том, как могли бы эти регионы страны жить в одном государстве. Это трудный процесс. Но мы найдем общий язык с теми людьми, которые на протяжении веков и сотен лет всегда считали Грузию своей родиной. До конфликта в Абхазии проживали 550 тысяч человек. Из них практически половина этнические грузины, остальные – представители 12 национальностей. Сейчас там живут по самым смелым оценкам до 100 тысяч человек. 20% населения не могут принимать решение за всех. Окончательный статус этих регионов будет решаться, исходя из воли всех жителей региона.

– Представители Министерства обороны России периодически выступают с заявлениями о том, что Тбилиси готовится к военному реваншу. Так ли это?

– Я официально хочу подтвердить, что, несмотря на то что Россия не выполнила соглашение по прекращению огня, Грузия с момента его подписания последовательно выполняет договор: режим прекращения огня, режим передислокации наших вооруженных сил на места постоянной дислокации в той мере, в какой это возможно, так как базы были разрушены оккупантами. Поэтому ни о каких ответных действиях речь идти не может. Мы в отличие от наших северных соседей, чуть ли не ежедневно открывающих новые незаконные блокпосты, придумывающих некие «буферные» или какие-то другие зоны, выполняем взятые на себя обязательства.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1850
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1511
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1229
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1407

Другие новости