0
1713
Газета Экономика Интернет-версия

18.11.2005 00:00:00

Турецкий гамбит

Тэги: путин, турция, газопровод, газпром


путин, турция, газопровод, газпром Длина газопровода 'Голубой поток' составляет 1213 км.
Источник: 'Газпром'

Вчера в турецком городе Самсун президент России Владимир Путин, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и председатель совета министров Италии Сильвио Берлускони приняли участие в официальном открытии трансчерноморского газопровода «Голубой поток». На газоизмерительной станции «Дурусу», которая является одной из составляющих газопровода, их встретили председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, исполняющий обязанности руководителя турецкой компании «Боташ» Чифти Реза и руководитель итальянского концерна ENI Скарони Паоло. Алексей Миллер провел для лидеров трех стран краткую экскурсию по диспетчерской «Дурусу» и сделал ряд заявлений. По его словам, открытие «Голубого потока» позволит свести к минимуму транспортные риски и обеспечить «надежность и стабильность поставок газа из России в Турцию». Он также добавил, что его компания в настоящее время изучает «возможность транзита российского газа через турецкую территорию в первую очередь в Южную Италию, куда российский газ пока еще не доходит». По словам Миллера, одно из главных достоинств трубопровода заключается именно в том, что он станет примером диверсификации газовых поставок.

Напомним, что еще в конце августа текущего года в беседе с журналистами в Сочи Владимир Путин сообщил, что обсуждал с премьер-министром Турции «возможность строительства второй нитки газопровода», так что не исключено, что к теме расширения уже действующего трубопровода главы государств еще вернутся.

У экспертного сообщества пока нет однозначного мнения по этому вопросу. «Общая стоимость газопровода «Голубой поток» составляет 3,2 млрд долл., включая 1,7 млрд. долл., вложенных в строительство его морского участка. При этом эффективность этих инвестиций ниже ожидавшейся, поскольку в первое время эксплуатации газопровода поставки по нему были ниже первоначально согласованных объемов – сказал «НГ» аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, мощности построенного газопровода пока используются нашей страной не более чем на четверть: за первые 10 месяцев этого года по «Голубому потоку» Турция импортировала около 3,7 млрд. куб м. российского газа при том что годовая проектная мощность трубопровода равна 16 млрд. куб. м.

В «Газэкспорте» сложившуюся ситуацию объяснили «условиями договора с турецкой стороной». «Дело в том, что у любого нового проекта есть так называемый период наращивания объема. С «Голубым потоком» то же самое. Контракт, подписанный между сторонами, предусматривает постепенное увеличение объема поставок. При этом, безусловно, учитываются потребности турецкой стороны. Страна же не может взять и сразу начать потреблять в 5 раз больше газа чем обычно. Турция развивает свой газовый рынок, потребности в газе постоянно растут, это все предусмотрено в контракте», – пояснила «НГ» пресс-секретарь «Газэкспорта» Ольга Афанасьева. По ее словам, в 2004 году поставки российского газа по «Голубому потоку» выросли более чем в 2 раза по сравнению с первым годом работы газопровода (с 1,3 млрд. куб. м до 3,2 млрд. куб. м). В текущем году рост поставок ожидается на уровне 50–56% (с 3,2 млрд. куб. м до 4,5–5 млрд. куб. м). Таким образом, к 2010 году «Голубой поток» будет работать на полную мощность, поставляя 16 млрд. куб. м газа в год.

История вопроса

Строительство «Голубого потока» должно было стать фундаментальной основой «стратегического партнерства» между Россией и Турцией, которое подразумевало совместное участие в нефтяных, энергетических и транспортных проектах. Политическое решение о поставках российского газа в Турцию было принято в декабре 1997 года, когда стороны подписали соответствующее межправительственное соглашение, согласно которому в 2000–2025 гг. РФ обязуется поставить в Турцию 364,5 куб. м газа. Тогда турецкий рынок виделся России как один из наиболее перспективных. «Газ в Турции в основном потребляется как топливо для электростанций, – рассказывает Валерий Нестеров, – Тогда предполагалось, что из-за быстрого роста электроэнергетики спрос на газ также будет постоянно увеличиваться и к 2015 году его потребление достигнет 60 млрд куб. м. Поскольку собственного газа в Турции практически нет, этот рынок представлялся весьма привлекательным». В те годы объем экспортируемого в Турцию российского голубого топлива составлял около 14 млрд. куб. м. Газ шел транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. Однако сухопутная транспортировка значительно увеличивала цену, кроме того, «Газпрому» постоянно приходилось выяснять, куда «испаряется» часть топлива, пока оно идет транзитом по Украине и Молдавии. Решение всех этих проблем Россия увидела в проекте строительства газопровода по дну Черного моря.

Однако общественной поддержки эта идея не встретила. Само строительство сопровождалось экологическими скандалами, которые, впрочем, ничем не закончились, поскольку официальная экологическая экспертиза не усмотрела нарушений в действиях газовиков. Тем не менее борьба вокруг вреда, который якобы наносит природе «Голубой поток», велась нешуточная. В экономическом экспертном сообществе также высказывались возражения, основанные на том, что тянуть трубу к Анкаре – значит, привязывать себя к монопольному потребителю, а Турция – не самый надежный партнер. Хотя турецкое правительство и дало гарантии долгосрочных закупок газа, экономическое, да и политическое положение страны было далеко от стабильности. «Законтрактовать газ еще не означает решить все проблемы», – говорили аналитики.

Политический успех

Но, несмотря на жесткую критику, строительство все же началось. «Реализация проекта преследовала несколько целей. Одна из них - реградить дорогу конкурентам, стремящимся использовать территорию Турции для транзита ближневосточного и прикаспийского газа в Европу», - говорит Валерий Нестеров.

Дело в том, что «Голубой поток» разрабатывался «наперегонки» с проектом Транскаспийского газопровода, предполагавшего экспорт туркменского газа по дну Каспийского моря до Баку и дальше по территории Азербайджана и Грузии до Турции. В этом проекте были особенно заинтересованы Соединенные Штаты – в 1997 году США объявили Черноморско-Каспийский регион зоной своих стратегических интересов. В январе 2001 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе американские представители вновь подтвердили, что «Каспий является зоной их жизненных интересов и рассматривается как источник нефти, альтернативный Персидскому заливу». По мнению экспертов Центра стратегического развития, «планы США по освоению Каспия вписываются в новую национальную энергетическую стратегию страны, которая нацелена на повышение надежности обеспечения США энергоресурсами. На первое место здесь выходит диверсификация источников энергии с целью ослабления зависимости экономики страны от крупнейших мировых поставщиков. Один из важнейших элементов стратегии США в Каспийском регионе – создание новой архитектуры трубопроводов. Причем желательно, чтобы новые маршруты не проходили по российской и иранской территориям. По мнению Вашингтона, Турция должна служить воротами для выхода каспийской нефти на западные рынки».

В 1999 году США начали предпринимать активные действия для реализации своих планов: американское агентство по торговле и развитию (TDA) выделяет правительству Туркмении 750 тыс. долл. на подготовку технико-экономического обоснования проекта Транскаспийского газопровода и 595 тыс. долл. на консалтинговые услуги; в ноябре президентами Туркменистана, Турции, Азербайджана и Грузии было подписано межгосударственное четырехстороннее «Соглашение о строительстве Транскаспийского газопровода». Через несколько месяцев крупнейшие американские компании General Electric, Bachtel и Royal Dutch Shell создают совместное предприятие для реализации проекта. Заметим, что технические характеристики «Транскаспия» и «Голубого потока» практически совпадали: общая протяженность Транскаспийского газопровода – 1200 км, «Голубого потока» – 1263 км; проектная пропускная мощность каждого маршрута – 8 млрд. куб. м в год, каждый состоит из двух «ниток». Однако Турцию интересовала реализация лишь одного из проектов. Дело в том, что международные газовые поставки осуществляются по принципу «бери или плати» (take or pay). Принимающая сторона оплачивает весь объем газа за определенный период (например, за год), даже если она не смогла весь этот объем использовать. Поэтому сотрудничество сразу с двумя крупными поставщиками газа было невыгодно Турции. Объявив об этом, Турция положила начало большой трубопроводной гонке между Россией и США. Но уже весной 2000 года между странами – участницами «Транскаспия» возник спор по поводу выделяемых для Азербайджана квот на использование будущего газопровода, приведший к тому, что все работы по трубопроводу были прекращены. Таким образом, победу в борьбе за Каспий одержал «Голубой поток». Однако США, по всей видимости, не собираются сдаваться. В преддверии торжественного открытия газопровода США развернули на информационном поле настоящую атаку на трубопровод, призывая Европу не допустить роста энергозависимости от РФ. Так, The Wall Street Journal (от 7 октября 2005 года, в переводе Inosmi.ru) пишет: «Россия выступает против предложенного Америкой проекта строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана. Противодействуя этим планам, Москва приводит экологические аргументы для «общественного потребления». А за кулисами Россия прибегает к политическому выкручиванию рук, чтобы сохранить монополию на транспортировку энергоносителей из бассейна Восточного Каспия. В результате Европа, основной потенциальный потребитель каспийских энергоносителей, постепенно оказывается в двойной зависимости – от поставок из России и из этого региона, но при российском посредничестве. Страны-производители, страны транзита и страны-потребители от Каспийского моря до южного Кавказа, Украины, Польши и других членов ЕС, осознав все, что поставлено здесь на карту, могли бы вместе обратить коллективное внимание Брюсселя на бассейн Восточного Каспия», – пишет газета.

Финансовая неудача

Однако, не считая морального удовлетворения, полученного от оплеухи, которую нанесло США завершение реализации проекта, газопровод не оправдал возложенных на него надежд. К сожалению, дружбы между Россией и Турцией не получилось: после завершения строительства газопровода турецкие партнеры потребовали пересмотреть цену и значительно снизить запланированные объемы подачи топлива. Турецкая сторона утверждала, что в договоре, заключенном между «Газпромом» и турецкой государственной компанией Botas в 1997 году, была обнаружена «ошибка в формуле расчета стоимости газа». Botas заявила, что контрактная цена, на которой настаивает российская компания, несправедливо высока и что всем остальным европейским потребителям газ обходится значительно дешевле. Вдобавок, утверждали турецкие власти, в момент заключения договора они переоценили потребности в газе своей экономики. В итоге они требовали отмены принципа «take or pay», прописанного в контракте. После длительных и трудных переговоров с турецким Министерством энергетики «Газпрому» пришлось пойти на уступки. В частности, предоставить туркам льготный период по оплате сроком на пять лет, а объем поставок при этом снизить на треть. Кроме того, концерн согласился реинвестировать часть средств, полученных от реализации «Голубого потока», в развитие газовой инфраструктуры Турции. Привязав себя «Голубым потоком» к монопотребителю, Россия вынуждена соглашаться на любые условия, поскольку в противном случае Турция может отказаться от российского газа вообще, ведь желающих продавать свое голубое топливо османам более чем достаточно.

Заметим, что неоправданными остались и надежды аналитиков на развитие турецкой электроэнергетики и, как следствие, на рост потребления газа: в 2004 году Турция использовала не более 22 млрд. куб. м газа вместо предсказывавшегося на заре строительства «Голубого потока» ежегодного потребления в 45 млрд. куб. м.

Несколько слов в утешение

«Конкуренция на турецком рынке постоянно растет. Например, сейчас страна рассматривает возможность реализации четырех проектов: Турция – Греция, морской трубопровод в Италию, проект «Набукко» (из Турции через Болгарию, Румынию в Австрию) и, наконец, Западно-Балканский проект. Потенциальными поставщиками являются Иран, Азербайджан, страны ближнего востока и, возможно, Туркмения. Замечу, что одной из целей строительства «Голубого потока» была необходимость перегородить дорогу странам-конкурентам. И «Газпром» этой цели добился, перегородив своей трубой дорогу другим странам, по крайней мере на время», – считает Валерий Нестеров. Кроме того эксперт полагает, что «Голубой поток» играет для «Газпрома» важную стратегическую роль. «До этого у «Газпрома» было два транспортных коридора при экспорте газа в дальнее зарубежье: Украина и Белоруссия. «Голубой поток» снизил эту зависимость. Помимо того, что этот проект уже сыграл определенную роль, у него есть потенциал, реализовав который «Газпрому» удастся отвоевать себе новые рынки. Известно, например, что рассматривается возможность поставок российского газа через Турцию в Юго-Восточную Европу или даже в Израиль. Как бы то ни было Турция, наверняка, станет важной страной- транзитером природного газа. Однако эффективность этого проекта не очевидна прежде всего потому, что израильский рынок очень небольшой, кроме того, с юга подпирает египетский газ, который через Турцию собираются пустить в Европу. Но если «Газпрому» удастся одолеть всех конкурентов, то он может получить доступ на рынки Юго-Восточной Европы. Турция в этом случае может играть роль некоего перекрестка, страны-транзитера».

Мнение коллеги разделяет и аналитик ИК «Fim Securities» Дмитрий Царегородцев. «Поскольку Турция является неотъемлемой частью глобального энергетического рынка, присутствие там позволит России выйти на рынки Греции, Италии, Испании, а также государств Северной Африки, потенциал роста которых очень велик. Можно также использовать своп-операции: например, если российский газ в определенный момент оказывается избыточным, его можно будет перенаправить в другую страну», – говорит эксперт. Немаловажным, по его мнению, является также тот технологический опыт, который получила Россия при реализации проекта, ведь с технической точки зрения «Голубой поток» является уникальным сооружением, не имеющим аналогов в мире. Действительно, в начале реализации проекта многие специалисты за рубежом сомневались в самой возможности строительства газопровода на такой глубине (до 2150 м), да еще и в условиях агрессивной сероводородной среды. Кроме того, в обычной практике строительства магистральных газопроводов компрессорные станции (КС) располагаются на расстоянии от 80 до 120 км друг от друга. КС Береговая, построенная специально под «Голубой поток», будет доставлять газ на расстояние почти 400 км по морскому участку. Все эти навыки, по мнению экспертов, окажутся чрезвычайно полезными при осуществлении другого, не менее амбициозного газпромовского проекта – Северо-Европейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
830
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
451
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2731
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2164

Другие новости