0
2480
Газета Экономика Печатная версия

06.09.2011

Питание вне дома – обременительная трата

Тэги: общепит, рестораны, кафе


общепит, рестораны, кафе Молодежь тратится на кафе не ради еды, а ради общения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Официальная статистика фиксирует рост оборотов предприятий общественного питания в России – кафе, баров ресторанов, столовых. За январь–июль 2011 года их оборот вырос на 4,1% в сопоставимых ценах по сравнению с прошлогодними показателями. Косвенно о популярности питания вне дома свидетельствуют также сообщения о массовых отравлениях клиентов столовых и кафе в регионах страны. Однако социологи замечают: согласно опросам разных лет, до сих пор большинство россиян (65%) вообще не посещают ни кафе, ни рестораны. Наиболее частые посетители точек фастфуда – это лишь представители молодежи, для которых главным становится не еда, а площадка для общения.

В двух российских регионах зафиксировано массовое отравление горожан, питавшихся вне дома, – в Воронежской области и в Ханты-Мансийском автономном округе. В инфекционную больницу Воронежа с 1 сентября с признаками отравления обратились уже 72 человека, из них 57 госпитализированы. Результаты лабораторных исследований выявили у всех пострадавших сальмонеллез. Источником инфекции оказался один из местных цехов, который занимался приготовлением обедов для сотрудников ряда организаций. Массовое отравление случилось также в городе Сургуте. По состоянию на утро понедельника общее число пострадавших достигло 80 человек, среди них 17 детей. Жители обратились к врачам с подозрением на кишечную инфекцию, у 26 человек уже лабораторно подтвержден сальмонеллез. Источником острой кишечной инфекции оказались местные кафе японской кухни.

Массовые отравления свидетельствуют не только о частых нарушениях персоналом санитарно-эпидемиологических правил, но и о том, что россияне все чаще становятся клиентами предприятий общественного питания – столовых и кафе, в рабочее время и во время отдыха. Обычно о формировании культуры питания вне дома говорят как об одном из признаков западного образа жизни и как о свидетельстве довольно высокого достатка у граждан. Официальная статистика, казалось бы, подтверждает этот тезис и указывает на постепенное формирование в стране той прослойки людей, которые могут позволить себе посещение кафе или даже ресторанов. В конце августа Росстат сообщил, что в стране за январь–июль 2011 года оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и т.п. вырос в сопоставимых ценах более чем на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 485,2 млрд. руб. При этом и в прошлом году оборот предприятий общественного питания тоже продолжал медленно, но расти, даже несмотря на кризисные шоки.

Примечательно, что некоторые исследователи видят в предприятиях общественного питания потенциал, в том числе для формирования особых площадок по обмену мнениями не только личного, но и политического характера. Об этом, в частности, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Роль кафе как площадки для формирования общественного мнения отмечают многие социологи.

Между тем большинство аналитиков, комментируя статистику, указывают на то, что текущий рост оборота в сфере общественного питания связан прежде всего с постепенным возвращением людей в кафе и рестораны после кризиса, то есть это всего лишь свидетельство посткризисного восстановления материального уровня семей. Немалый вклад в оборот внесло также общее подорожание услуг. «Засуха прошлого года и взлет цен на продукты повысили издержки, владельцы ресторанов и кафе стали повышать стоимость блюд. Причем помимо повышения стоимости блюд наблюдалось и уменьшение порций, а также использование менее дорогостоящих продуктов для приготовления блюд», – поясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Ирина Воробьева.

С одной стороны, эксперт не отрицает, что мода на кафе уже давно завоевывает не только столицу, но и другие крупные города страны. «В последний год можно отметить тенденцию расширения сети кафе и ресторанов в средних и даже небольших российских городах», – замечает Воробьева. Но, с другой стороны, население регионов ходит в рестораны и кафе значительно реже москвичей и петербуржцев. Для большинства россиян это по-прежнему роскошь. Имея зарплату на уровне 20–25 тыс. руб., очень сложно даже раз в месяц оставлять несколько сотен рублей в кафе.

Об этом же говорят и социологи. Как объяснила руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова, если брать дальнюю историческую перспективу, то действительно можно говорить о существенном изменении образа жизни россиян. Особенно показательны сравнения с 90-ми. «В начале 90-х «Макдоналдс» был не типичной точкой общественного питания, а символом другого образа жизни, его посещение носило особый социальный смысл. А теперь «Макдоналдс» – типичная точка фастфуда. Так что в этом смысле кафе и рестораны действительно стали нормой для многих граждан, а не только тех, которые живут в пределах Садового кольца. И произошло это после 2000-х», – отмечает Красильникова.

Но нельзя утверждать, что посещение кафе и ресторанов – это доминирующий вид досуга граждан. Июньский опрос Левада-Центра показал, что в свободное время регулярно посещают кафе, бары, рестораны и ночные клубы лишь 18% россиян. Согласно опросам 2010 года, 65% россиян вообще не посещают ни кафе, ни рестораны; 20% – посещают их реже, чем раз в месяц; 9% – несколько раз в месяц; 4% – раз в неделю; 1–2% – чаще одного раза в неделю. Наконец, россияне, по данным социологов, вовсе не стремятся проводить свои обеденные перерывы в кафе, заказывая бизнес-ланчи. Около 43% граждан обедают в столовых по месту работы, 40% – приносят еду из дома.

О каких-то изменениях образа жизни можно говорить только в случае молодежи, которая рассматривает кафе не как место, где едят, а как место, где общаются. Как сообщила директор проекта «Человек и деньги» фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова, практически накануне кризиса 2008 года половина россиян в возрасте до 35 лет (49%) ходила в кафе, 25% – в рестораны и пиццерии, 22% – в рестораны быстрого питания и еще 21% – в бары и пабы. То есть для значительной части молодежи это уже действительно элемент образа жизни, делает вывод Преснякова. В кризис вполне очевидно произошел спад популярности точек фастфуда, сейчас наметилось постепенное восстановление докризисных показателей.

Однако Красильникова, в свою очередь, обратила внимание на интересный нюанс. По данным Левада-Центра, сейчас в возрасте до 24 лет 30% россиян регулярно посещают кафе и бары, 16% – рестораны и ночные клубы. А в возрасте от 25 до 39 лет ситуация уже меняется: лишь 21% респондентов регулярно посещают кафе и бары и 7% – рестораны и ночные клубы. А ведь 25–39 лет – это возраст наиболее благополучного финансового положения и получения гражданами максимальных заработков, замечает Красильникова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Питере – пить, а не грустить

В Питере – пить, а не грустить

Светлана Гаврилина

В городе отстроили "километры кабаков" – и теперь местные жители сошлись с ними в жесткой схватке

0
2248
"Русский мир" погряз в противоречиях

"Русский мир" погряз в противоречиях

Алексей Горбачев

Одни эмигранты из РФ упрекают других в недобросовестном отношении к странам пребывания

0
4082
Молодежь предпочитает стиль милитари

Молодежь предпочитает стиль милитари

Российские выпускники все чаще выбирают военные профессии

0
846
Для футбольных болельщиков готовят новый ценник  в общепите

Для футбольных болельщиков готовят новый ценник в общепите

Анастасия Башкатова

Кафе и рестораны обещают не грабить гостей чемпионата-2018

0
1659

Другие новости

Загрузка...
24smi.org