1
5771
Газета Экономика Печатная версия

18.07.2016 00:01:00

МВФ не спешит помогать Украине

Спор о кредите Януковичу может разрешиться до конца года

Тэги: украина, реформы, экономика, мвф, внешние долги


украина, реформы, экономика, мвф, внешние долги У главы МВФ Кристин Лагард пока остаются вопросы к киевским властям. Фото Reuters

Продолжение помощи Украине по программе Международного валютного фонда (МВФ) остается под вопросом. Совет директоров фонда будет решать вопрос о новом транше для Украины только после выполнения некоторых обязательств. Обещают в МВФ учесть и ситуацию по украинскому долгу перед Россией в 3 млрд долл., который Киев отказался выплачивать. Москва пытается отсудить этот долг в суде Лондона по упрощенной процедуре.

«Существует еще несколько нерешенных технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств, которые мы вместе обсудили. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать», – сказала глава МВФ Кристин Лагард. При этом она не уточнила, о каких именно требованиях идет речь. 

Тем не менее она отметила, что Украина близка к завершению второго пересмотра расширенной программы сотрудничества (EFF) и большинство изменений, которые должны были быть проведены властями страны, уже реализованы.

Как сообщалось, МВФ планирует рассмотреть вопрос о продолжении сотрудничества с Украиной по программе EFF в текущем месяце, однако не исключено, что это может произойти и после ежегодных каникул совета директоров.

Напомним, открытая в марте 2015 года четырехлетняя программа финансовой помощи МВФ предусматривает выделение Украине 17,5 млрд долл. В марте 2015 года был перечислен первый транш кредита на 5 млрд долл., в августе – второй транш на 1,7 млрд. Теперь Киев ожидает третьего транша.

В Минфине Украины рассчитывают, что очередной транш будет перечислен Киеву без задержек, несмотря на ряд непринятых законов в рамках меморандума о сотрудничестве с МВФ. При этом размер третьего транша вполне может быть и уменьшен. Ранее глава Нацбанка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева подтверждала, что МВФ сократил размер помощи почти вдвое. «Ближайший транш, который мы ожидаем получить, – в размере 1 млрд долл.», – заявляла она.

Сомнения о возможности предоставления Киеву очередного транша ранее высказывал представитель МВФ Джерри Райс. В частности, он указал, что возможность решения о выделении очередного транша Украине в июле сохраняется, однако вопрос может быть отложен, если на достижение договоренностей с украинским правительством потребуется больше времени.

По мнению некоторых экспертов, Украина до конца этого года может так и не увидеть денег от МВФ. «В МВФ перенесли транш потому, что Украина не приняла законы, которые обещала принять. Вице-президент США Джо Байден предупреждал власть Украины, что у нас есть около года для принятия необходимых реформ. Приближаются выборы президента США, и этот фактор будет оказывать значительное влияние на МВФ», – пояснял украинским СМИ финансовый аналитик Эрик Найман.

На предоставление Незалежной транша может повлиять и история с тяжбой России и Украины по поводу выплаты кредита на 3 млрд долл., предоставленных РФ в конце 2013 года через механизм еврооблигаций. Позже Киев отказался от выплаты долга, не считая его государственной задолженностью.

Однако в МВФ готовы при рассмотрении вопроса о выделении Киеву очередного транша помощи обязательно учитывать историю с непогашенным долгом в 3 млрд долл., который в организации позднее признали суверенной задолженностью. Отметим, по правилам фонда организация не может кредитовать страну, имеющую просроченную задолженность по суверенному долгу. Представитель МВФ отмечал, что пока «не располагает новыми документами по урегулированию задолженности Украины перед Россией».

Не получив обратно свои деньги, Россия в ответ в феврале текущего года подала иск в Высокий суд Лондона о взыскании с Украины задолженности по облигациям. Глава Минфина РФ Антон Силуанов тогда заявил, что, «к сожалению, Украина оказалась не готова вести переговоры в духе доброй воли», следовательно, единственно возможное решение вопроса – обращение в суд. В ответ на это в конце мая Киев подал встречное возражение, в котором указывал, что договор о заимствовании, заключенный в декабре 2013-го, является недействительным и не подлежит принудительному исполнению по ряду причин. Среди которых нарушение внутреннего законодательства и установленных украинскими нормативными актами процедур при выпуске еврооблигаций, которые в дальнейшем были выкуплены Россией на средства Фонда национального благосостояния, а также «давление со стороны РФ в течение всего 2013 года с целью не допустить заключения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС» (см. «НГ» от 31.05.16).

Уже в конце прошлой недели стало известно, что Россия намерена просить рассмотрения встречного иска Украины по кредиту в упрощенной форме. Об этом сообщает Минфин Украины. Согласно их заявлению, компания Law Debenture Trust Corporation Plc, представляющая интересы Российской Федерации в деле по еврооблигациям на 3 млрд долл., в ближайшее время намерена подать заявление о рассмотрении возражений Украины по долгу в порядке упрощенного производства.

По прогнозам самого украинского ведомства, заявление будет рассмотрено не ранее конца 2016 года. И на момент сдачи номера в печать позиция РФ по этому сообщению не прояснилась.

По мнению экспертов «НГ», сегодняшняя стратегия представителей РФ предполагает лишить Киев возможности затягивать процесс и разрешить его на самой ранней стадии. «Быстрое разрешение встречного иска от Украины позволит более взвешенно подойти к рассмотрению основного», – замечает партнер юридической фирмы Liding Андрей Зеленин. Его разрешение в пользу РФ даст Москве дополнительную опору своих позиций, а Украине – посыл, что разбирательство будет серьезным и нет смысла «играть в игры», считает юрист.

«Ходатайство о вынесении решения против ответчика в упрощенном порядке подается в том случае, когда, по мнению истца, у ответчика нет реальной перспективы защититься от иска, то есть, по сути, отсутствует правовая позиция», – объясняет партнер BGP Litigation Александр Ванеев. Оно направлено на экономию издержек и времени в ситуации, когда позиция истца очевидна. «Украина, по сути, не оспаривает существование долга, а строит свою защиту на посторонних обстоятельствах. Россия, очевидно, не считает эти обстоятельства значимыми и, коль скоро сам долг не оспаривается, просит рассмотреть дело в упрощенном порядке, дабы не тянуть время. Речь идет о том, что процесс, по мнению истца, в данном случае носит скорее технический характер, и в действительности спор отсутствует», – подчеркивает Ванеев.

В т же время, обращает внимание председатель московской коллегии адвокатов «Арутюнов и партнеры» Александр Арутюнов, к сообщениям Минфина Украины необходимо подходить осторожно. «Нельзя исключать, что эта информация не в полной мере соответствует действительности», – считает он. В первую очередь потому, что упрощенный порядок судопроизводства предполагает, что две стороны уже пришли к некоему соглашению и у них нет спора по существу. «Пришли ли они действительно к такому соглашению – пока большой вопрос», – указывает Арутюнов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Airano Airano 06:45 18.07.2016

Они понимают что Украина деньги не вернет никогда?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Архиерейский Собор Сербской православной церкви подверг критике действия Константинополя

Архиерейский Собор Сербской православной церкви подверг критике действия Константинополя

0
258
Что такое цифровизация российской энергетики

Что такое цифровизация российской энергетики

Павел Завальный

Удастся ли нам создать принципиально новое качество отрасли

0
429
В погоне за энергоэффективностью

В погоне за энергоэффективностью

Анастасия Пердеро

Новые экономические условия ставят экспертам нестандартные задачи

0
391
Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

0
716

Другие новости

Загрузка...
24smi.org