2
19290
Газета Экономика Печатная версия

07.06.2017 20:01:00

Максима Орешкина отчитали за страшилки о пенсиях

Минэкономразвития возьмется за ревизию бюджета и госпрограмм

Тэги: орешкин, экономика, оэср, минэкономразвития


орешкин, экономика, оэср, минэкономразвития Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин во время заседания. Автор фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы

На «Правительственном часе» в Госдуме состоялось первое выступление Максима Орешкина в должности министра экономического развития. Он рассказал об успехах российской экономики. Но не упомянул, что стране предстоит расти с отставанием от всего мира, очередное доказательство этому – новый прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также министр заявил о непричастности его ведомства к прогнозам нулевого роста реальных пенсий в течение десятилетий и потребовал провести ревизию госпрограмм, сократив число целевых показателей. Депутаты отчитали Орешкина за недостаточную реакцию, а аудиторы – за то, что с ревизией правительство не торопится.

Выступление главы Минэкономразвития (МЭР) Максима Орешкина в Госдуме совпало с публикацией специалистами ОЭСР обновленного прогноза для крупнейших экономик мира. В июньском докладе организации говорится, что российская экономика по итогам 2017 года вырастет на 1,4%, а в 2018-м – на 1,6%. Прошлые прогнозы были скромнее: рост на 0,8 и 1% соответственно. Такое улучшение все же не позволит российской экономике догнать мировую. Прогноз роста мирового ВВП в 2017 году был улучшен ОЭСР с 3,3 до 3,5%. В 2018-м ожидается рост мирового ВВП на 3,6% (в этом случае оценки не изменились).

Орешкин знает о перспективах российской экономики что-то такое, чего не знает ОЭСР. Прогноз МЭР: по итогам 2017-го ВВП РФ вырастет на 2%. Министр рассказал депутатам, что в стране началась новая фаза роста и «восстановление продолжится широким фронтом». Один из признаков – прирост энергопотребления и объема грузоперевозок, соответствующий показателям 2010–2011 годов, когда экономика РФ росла более чем на 3% в год.

Но министр все же напомнил и о вызовах российской экономики, среди которых основной – демографический. «Провал рождаемости 90-х годов приведет к снижению трудоспособного населения России в среднем на 600 тыс. человек в год на протяжении следующих шести лет, – сказал Орешкин. – Сейчас численность 18-летних у нас достигла минимума с первой половины ХХ века».

И как следует из выступления Орешкина, на эти вызовы в его ведомстве планируют отвечать не подготовкой долгосрочных стратегий, «в которых будет подробно написано, что и как делать в ближайшие 10 лет», а разработкой конкретных мер, «которые могут здесь и сейчас оказывать положительный эффект на экономическую динамику». Получается, МЭР считает лучшим ответом на вызовы экстренное латание дыр в режиме реального времени без оглядки на последствия. Не исключено, что одной из таких мер как раз и станет повышение пенсионного возраста.

Хотя, уточним, в своем основном выступлении Орешкин об этом, конечно, не сказал. Он перечислил основные задачи ведомства: активизация инвестиций в технологическое обновление и новую инфраструктуру, бережное отношение к людям и максимальное развитие талантов и способностей каждого гражданина, цифровизация.

Иногда казалось, что Орешкин выступает не столько от Минэкономразвития, сколько от Минфина, в котором ранее занимал должность замминистра. Особе внимание он уделил эффективности бюджетных трат.

«В настоящее время мы детально, с привлечением депутатов, разрабатываем предложения по новым подходам к работе с государственными программами, – сказал Орешкин. – Та ситуация, которая сложилась в настоящее время, свидетельствует, что существующий механизм не дает необходимых результатов». Как считает министр, очень важно, чтобы в каждой госпрограмме было ограниченное число целей. Сейчас в них содержится 2400 целей, уточнил он.

«По каждой госпрограмме должно быть не более пяти верхнеуровневых целей. И программа должна быть не просто списком бюджетных расходов, она должна включать весь комплекс действий, все бюджетные и внебюджетные источники и все меры по изменению регулирования, – поясняет Орешкин. – Внутри госпрограмм важно провести разделение всех действий на проектную и процессную части». Он пояснил: «Все, что хочет сделать государство, должно быть сформулировано в проекте. Должно быть просчитано, какой эффект оказывает каждый проект, сколько он стоит и кто персонально за него отвечает. Все проекты можно будет ранжировать по их эффективности».

В настоящее время, по словам министра, выбрано пять пилотных госпрограмм: транспорт, жилище, здравоохранение, сельское хозяйство, образование. «На них мы сейчас отрабатываем новые подходы», – сказал он.

Правда, как заметила зампредседателя Счетной палаты Вера Чистова, о громоздкости госпрограмм и необходимости ревизии говорилось уже давно, и не только в МЭР. «Мы вступили в новый бюджетный цикл, но пока нет ни одного нормативного документа, который четко определил бы, как мы дальше начинаем работать с госпрограммами», – сказала Чистова.

С обсуждением болезненных тем у министра пока проблемы. На это указали некоторые депутаты. В частности, Орешкин вчера опроверг недавние сообщения прессы, что МЭР якобы в своих прогнозах закладывает нулевой рост реальных пенсий на период до 2035 года. «Я могу четко ответить, что ни я, ни кто-либо из официальных представителей министерства ни разу не высказывался на эту тему, не делал таких опрометчивых заявлений», – уверил он.

Председатель думского бюджетного комитета Андрей Макаров эмоционально рассказал, что страну взбудоражили новости об отсутствующем росте пенсий. И если это не соответствует действительности, то тогда, по словам депутата, Орешкину стоило бы это сразу разъяснить. Потому что, как говорит Макаров, подобные сообщения «настраивают людей против правительства, страны, государства». «Получается, клеветать на политику, на программы, на то, что делает государство, можно безнаказанно, ведь вы на это не отвечаете», – посетовал Макаров.

115-4-4.jpg
Председатель Госдумы Вячеслав Володин ждет
от министра экономического развития качественной
обратной связи. Фото РИА Новости

Председатель Госдумы Вячеслав Володин добавил: «Минэкономразвития должно быть более открытым, должно выстраивать коммуникации с экспертным сообществом, депутатами. Прорабатывать эти вопросы лучше еще в нулевом чтении, до того, как эти решения будут вноситься. Тогда будет понимание друг друга».

Опрошенные эксперты со скепсисом восприняли рассуждения Орешкина о совершенствовании госпрограмм. «Когда речь идет о ревизии всего, это, как правило, выливается в ревизию ничего», – замечает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. «Скорее всего любая ревизия будет наталкиваться на сопротивление отраслевых, ведомственных и иных лоббистов. Их много, и чтобы побороть эту систему, нужны выдающиеся политическая воля и уровень полномочий, – считает член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Михаил Щапов. – С большей долей вероятности все опять уйдет в песок: слишком велик круг лоббистов».

«В лучшем случае снова начнется работа по созданию новых программ, но на этот раз уже с унифицированными показателями. Может быть, в будущем получится повысить эффективность госрасходов. Но более вероятен вариант, что сам процесс ревизии займет слишком много времени. К тому моменту могут понадобиться совсем другие программы. И опять начнется все по кругу: разработка новых программ, новая ревизия и так далее», – полагает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

Директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский не исключает, что часть программ будут свернуты как «неэффективные». «Потеряют ли свои посты некоторые чиновники? Это вопрос пока открытый, но такое вполне возможно», – добавляет эксперт.

Как говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, проблема в том, что правительство не обладает эффективным институтом ревизии. «Та же Счетная палата постоянно публикует итоги проверок, которые оказываются довольно жесткими, но дальше заявлений дело не продвигается, – поясняет эксперт. – Ревизия без последующего исправления ошибок и наказания виновных – недейственный инструмент».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Амик 08:56 08.06.2017

Ох как эта болтология напоминает последние годы СССР! Особенно в части "причесывания" показателей и на их основе выработки "новых программ", под лозунгом "все будет хорошо"! Новое поколение будет жить при ....... Дурдом!

Вениамин 17:57 08.06.2017

Только слаборазвитые страны торгуют сырой нефтью, слябами, зерном. Орешкин об этом, конечно, не знает. А Жаль!!! Законодательно запретить экспорт нефти, зерна и металлов. Через 7-8 лет Вы,Максим, Россию не узнаете!!! До сих пор в США существует закон запрещающий экспорт нефти, а Закону уже 40 лет, если не больше.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нацпроекты не ускоряют российскую экономику

Нацпроекты не ускоряют российскую экономику

Ольга Соловьева

Почти весь выигрыш от роста нефтяных цен ушел в отток капитала

0
1383
Что такое цифровизация российской энергетики

Что такое цифровизация российской энергетики

Павел Завальный

Удастся ли нам создать принципиально новое качество отрасли

0
1422
В погоне за эффективностью

В погоне за эффективностью

Анастасия Пердеро

Новые экономические условия ставят экспертам нестандартные задачи

0
1090
Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

0
1999

Другие новости

Загрузка...
24smi.org