Фото Reuters
«Газпром» пока не верит в необратимый характер наступающих перемен на мировом рынке газа. Аналитические материалы, исходящие от подконтрольных газовому монополисту изданий, предпочитают говорить о скором прекращении из-за нерентабельности сланцевого бума, в том числе и на территории США. Однако нынешняя холодная зима вызвала рост спроса на газ и взвинтила на него цены.
Поэтому серьезные издания придерживаются иной на этот счет точки зрения. Журнал Fortune, оценивая новую ситуацию в мировой энергетике, отмечает, что «бум сланцевого газа полностью перевернул с ног на голову энергетическую перспективу США и всего мира». Как известно, США из недавнего импортера газа превращаются в нетто-экспортера. В самих США строятся заводы по производству СПГ, а терминалы, появившиеся на побережье США в расчете на импорт СПГ, перепрофилируют в экспортные. О размахе сланцевой революции говорит и тот факт, что в период 2011–2015 годов в США будет построено около 260 новых электростанций, работающих на газе. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 году газ станет вторым после нефти теплоносителем, сместив на третье место уголь. Доля России и стран Ближнего Востока на мировом газовом рынке снизится с 45 до 35%. США и Китай станут лидерами по производству газа за счет разработки нетрадиционных его видов, а Россия, несмотря на оптимистическую телерекламу «Газпрома», займет третье место.
В настоящее время в сланцевую революцию поверили и российские ученые, которые до недавнего времени довольно скептически оценивали перспективы добычи этого нетрадиционного газа. Как известно, технология, применяемая для добычи газа из сланцевых пород, предусматривает закачивание под землю больших объемов воды с песком и специальными химическими реагентами, весьма токсичными. Известно также, что его добыча вызывает небольшие землетрясения. Поэтому не только экологи, но и население в ряде стран протестуют против сланцевого газа. Французский президент Франсуа Олланд ввел пятилетний запрет на его разработку, руководствуясь именно заботой об экологии. В Германии добыча сланцевого газа также находится под запретом. Однако преобладавшая в Европе в первые годы добычи сланцевого газа тенденция ввода моратория на гидроразрыв пласта постепенно ослабевает. В 2012–2013 годах запрет на эту технологию снят в Великобритании. Это вызвано как усовершенствованием технологии добычи, так и стратегической целью заинтересованных государств укрепить свою энергетическую безопасность.
Разведанные запасы сланцевого газа в США составляют 24 трлн куб. м. Специалисты East European Gas Analysis прогнозируют, что к 2015 году его добыча составит в США 180 млрд куб. м в год. По оценкам ученых из Института энергетических исследований РАН, поставки СПГ из США и Канады могут начаться уже в 2016 году. Но пойдут они сначала на азиатский рынок, где цены выше, чем в Европе. Китай же, по прогнозу East European Gas Analysis, к 2020 году может выйти на уровень добычи 60–100 млрд куб. м ежегодно. Понятно, что это обстоятельство негативно отразится на планах газпромовских поставок газа в Поднебесную. Вряд ли Пекин откажется от российского газа, но цена на него упадет. Что касается Европы, то добыча к 2030 году может составить 15 млрд куб. м в год. А с учетом возможных поставок трубопроводного газа из Каспийского региона по планам «Газпрома», рассчитывающего доминировать на Старом континенте, будет нанесен серьезный удар.
Нельзя сказать, что политические лидеры России не отдают себе отчет в складывающихся изменениях на мировом газовом рынке. Во всяком случае, как свидетельствует в своем обзоре национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», сланцевый газ, по словам президента Владимира Путина, «может серьезно перекроить структуру рынка углеводородов, и отечественные компании уже сейчас должны это учитывать». Но все ли понимают это в стенах газпромовской штаб-квартиры?