0
14716
Газета Вера и общество Печатная версия

14.12.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Татарские джамааты в Афганистане и Сирии ждут пополнения

Как ваххабиты из Поволжья создают свои землячества в горячих точках

Раис Сулейманов

Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов – эксперт Института национальной стратегии (Казань).

Тэги: татарстан, татарские ваххабиты, джамааты, интернет, видео, пропаганда, джихад, терроризм, афганистан, сирия


татарстан, татарские ваххабиты, джамааты, интернет, видео, пропаганда, джихад, терроризм, афганистан, сирия Фото Gettyimages

С октября 2016 года в Интернете на видеохостинге YouTube стали появляться проповеди некого Абдулазиза Батырши (настоящее имя неизвестно), в которых он на хорошем татарском языке толкует книгу шейха Абу Убайда аль-Макдиси, воевавшего в Афганистане и Вазиристане (провинция на территории Пакистана) и погибшего там (см. «НГ» от 05.12.16). Очевидно, что татарские боевики на Ближнем Востоке приступили к активной агитации в Интернете на татарском языке, ведь прежде пропаганда шла преимущественно на русском. Посыл изменившегося тренда понятен: боевики стремятся объять своим вниманием потенциальную целевую аудиторию, подпитку от которой они уже получали ранее.

История появления татарских ваххабитов в рядах международных террористических организаций на Востоке начинается с 1999 года. Тогда группа из 17 человек из Набережных Челнов выехала вначале в Таджикистан, а затем перебралась в Афганистан, примкнув к движению «Талибан». В Афганистане они сформировали «Джамаат Булгар», назвав его в память о Волжской Булгарии, средневековом мусульманском государстве, принявшем ислам от Багдадского халифата. Прибывавшие впоследствии с Поволжья, Урала и даже китайского Синьцзяна ваххабиты присоединялись к этому подразделению, из-за чего иногда его называли «Уйгурско-булгарский джамаат»: близость уйгурского и тюркского языков позволяла свободно функционировать боевой группе, которая по этническому составу была достаточно интернациональной, хотя татары в ней доминировали. Агитационно-пропагандистская деятельность «Джамаата Булгар» в Интернете вылилась в размещение видеороликов с нашидами – религиозными песнопениями, которые популярны среди верующих татар. В нашидах, исполняемых на литературном татарском языке, героизировались «моджахеды», в них говорилось также об обязательности для татар «джихада» и о необходимость жить строго по шариату. По разным оценкам, численность группы могла достигать до пары сотен человек: люди нередко в Афганистан перебирались семьями.

Вторжение сил США в Афганистан в 2001 году привело к поражению «Талибана». Потери понес и «Джамаат Булгар»: часть его членов даже оказалась в плену у американцев и попала в тюрьму Гуантанамо. Большая часть из них была по запросу Генпрокуратуры РФ возвращена в Россию. Среди членов «Джамаата Булгар» самым известным является бывший имам мечети «Тауба» Набережных Челнов Айрат Вахитов (более известный по прозвищу Салман Булгарский), человек с уникальной биографией. После возвращения из Гуантанамо в Россию Вахитов поехал в Вазиристан, куда после свержения «Талибана» перебазировался «Джамаат Булгар». Затем Вахитов перебрался в Турцию, а с началом войны в Сирии активно призывал в Интернете татар отправляться на «джихад» уже в эту страну, а не в Афганистан.

Несмотря на потери, «Джамаат Булгар» продолжил деятельность, совершая, как и прочие отряды «Талибана», нападения на американских военных. Один из членов «джамаата» Ирек Хамидуллин, кстати, знакомый со лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном, был пойман в 2009 году, содержался в тюрьме в Баграме, затем доставлен в США, и приговорен судом в августе 2015 года к пожизненному сроку, став первым татарским террористом, получившим срок от американского правосудия.

Впрочем, не только американские военные становились мишенями для «Джамаата Булгар». Руководство этого подразделения направляло прошедших в его рядах подготовку боевиков обратно в Россию для совершения терактов. В биографиях многих террористов, ставших известными в 2000–2010-е годы в Татарстане и Башкортостане, частенько упоминается их пребывание в Афганистане и Пакистане. К примеру, уроженец Баймакского района Башкортостана Павел Дорохов, побывав в рядах «джамаата» в 2006–2007 годах, вернулся с боевым заданием в родную республику. В городе Салавате он сформировал ячейку, куда вовлек земляка Рустема Зайнагутдинова. В 2008 году террористы планировали организовать взрывы станции водозабора и хранилища жидкого аммиака. Однако осуществить задуманное террористам не удалось: 28 августа 2008 года Зайнагутдинов был задержан (и позже приговорен к 15 годам лишения свободы), а Дорохов был застрелен у себя на квартире при задержании. Другой пример засылки «Джамаатом Булгар» бойцов на родину – история жителей города Чистополь Альфреда Ахмадулина и Азата Валишина, проходивших в 2006–2007 годах подготовку в «джамаате». Прибыв домой, в 2011 году они планировали устроить теракт, но были вовремя арестованы и осуждены.

Начавшаяся война в Сирии стала активно привлекать ваххабитский интернационал со всего мира. Исламисты из Поволжья не остались в стороне: случаи отъезда жителей Татарстана в это государство на «джихад» фиксируются с 2012 года. Первые упоминания о формировании некоего «татарского джамаата» в Сирии датируются 2013 годом: в одной из популярных «татарстанских» групп в соцсетях даже звучали призывы начать сбор денег «братьям». То, что подобные формирования по национально-земляческому принципу существуют среди боевиков Сирии, сообщали и те, кто вернулся с Ближнего Востока домой. Один из первых таких возвращенцев Раиф Мустафин (арестован и осужден в 2014 году) сообщал о наличии этого джамаата. Однако четкое понимание того, что татарское подразделение есть на самом деле, появилось после публикации видеообращения в ноябре 2015 года некоего Сайфуддина аль-Татари (настоящее имя неизвестно), в котором он говорит о создании в Сирии некой Исламской северной армии («Джейш аль-шомал аль-ислами»), состоящей из татар. Летом 2016 года стало известно, что с территории Вазиристана в Сирию перебрались боевики «Джамаата Булгар», которые присоединились к Исламской северной армии. В результате слияния двух татарских «джамаатов» было сформировано новое подразделение «Джунуд аль-Махди» («Батальон аль-Махди»). Своим «амиром» (командиром) боевики избрали Сайфуддина аль-Татари, о чем сделали соответствующее видеообращение.

То, что сторонники ИГ (организация, запрещенная в России) есть в Поволжье и на Урале, известно из открытых информационных источников: только за 2016 год прошли задержания и их аресты в Самарской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях. Пока силовикам удается обезвреживать боевиков ИГ в России до того, пока они совершат кровопролитие. Наиболее ожесточенной была спецоперация по задержанию экстремистов в Нижнем Новгороде в октябре–ноябре 2016 года, закончившаяся ликвидацией трех террористов.

Общая численность уехавших на «джихад» в Сирию с Поволжья составляет, по данным ФСБ, 200 человек, однако это цифры 2015 года. За год количество могло увеличиться, тем более что из озвученных в этом году цифр явно видно, что это солидная масса людей: из Башкортостана уехали 70 человек, из Татарстана уехали на «джихад» 77 человек, и еще 68 человек, вероятно, находятся в Сирии. Если эти цифры суммировать, то уже будет более 200 человек. И это статистика только по Татарстану и Башкортостану, не считая остальных регионов Поволжья и Урала. После появления в Интернете проповедей Батырши на татарском языке и вовсе понятно – боевики не оставляют попыток овладеть целевой аудиторией.

Нужно отметить, что тема джихада в татарской мусульманской богословской мысли была слабо раскрыта: мы практически не встречаем работ классиков мусульманского богословия Урало-Поволжья XVIII – начала ХХ века, которые писали бы что-то подробно на тему «священной войны». Во многом в 1990-е годы в период экспансии радикальных форм ислама в среду казанских татар из стран Ближнего Востока идеи джихада, трактуемые именно как война с оружием в руках, получили свое распространение и захватили умы некоторой части мусульман Поволжья и Урала. Речь идет о сотнях человек, которые, уехав, самоорганизовались в устойчивые землячества, готовые воевать за «халифат». Большую часть отбывающих, как показывает практика, ожидает печальный конец, и важно, чтобы эти люди, отправившиеся воевать за ложно понимаемую ими благородную идею, никогда не возвращались на родину.   


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Почему "черный халифат" до сих пор не побежден

Искандер Батыров

В военной коалиции, возглавляемой США, наметился раскол

0
970
Пентагон усилил авианосную группировку в Персидском заливе

Пентагон усилил авианосную группировку в Персидском заливе

Владимир Мухин

Главным врагом Дамаска становятся не террористы, а США и их союзники

0
1255
Казанский Голливуд

Казанский Голливуд

Владимир Дудин

Татарстан отмечает в этом году 100-летие образования республики и актуализирует народную песню

0
1515
В Сети нужен умный мониторинг, а не примитивные запреты

В Сети нужен умный мониторинг, а не примитивные запреты

Чиновники расписались в невозможности победить телефонный терроризм и популярные мессенджеры

0
1549

Другие новости

Загрузка...
24smi.org