0
2108
Газета Факты, события Печатная версия

11.04.2019 00:01:00

Женщина в углу

Африканские маршруты Гумилева по-прежнему хранят много тайн

Тэги: николай гумилев, африка, ахматова, фотография, эфиопия, поэзия


николай гумилев, африка, ахматова, фотография, эфиопия, поэзия Путешественник Николай Носов готовится рассказывать о своих странствиях по Африке. Фото Сергея Зенкевича

В Доме Ахматовой в Никитском переулке прошло открытие экспозиции «По следам африканских экспедиций Николая Гумилева». Ее автор, член Русского географического общества и Гумилевского общества Николай Носов объяснил замысел выставки как виртуальную встречу двух поэтов – Гумилев будто бы вернулся из путешествия по Африке и развесил на стене квартиры своей жены Анны Ахматовой сделанные в поездке фотографии. Причем старые фото из походов сопровождаются поясняющими текстами Гумилева и новыми фотографиями тех же мест, сделанными Носовым в XXI веке во время четырех экспедиций по местам, связанным с поэтом.

Как отметил литературовед Сергей Зенкевич, до сих пор эксперты спорят о числе поездок Гумилева в Африку. Филолог Людмила Савинич сообщила, что на основании содержания стихотворения «Эзбекие» (1917) покойный гумилевовед Евгений Степанов предположил, что первое посещение поэтом Африки состоялось еще в 1907 году – он провел в Каире один день, причем упомянутое в стихах полнолуние позволяет точно установить дату визита. Убедительной представляется версия Степанова, что во время поездки 1910–1911 годов Гумилев отправился в Каффу (южная Эфиопия), затем достиг озера Рудольфа (ныне Туркана) и вернулся на корабле из кенийского города Момбаса. В пользу этой версии говорят письма Гумилева с планами такого путешествия и просьба выслать ему деньги в Момбасу.

Сравнивая современные фотозарисовки с фотографиями из экспедиции Гумилева по Абиссинии (ныне Эфиопии) и описаниями в его «Африканском дневнике», можно сделать вывод, что за 100 лет в этих краях не так много изменилось. Легко представляешь поэта ходящим по улицам Джибути, ночующим в пустыне Данакиль, собирающим предметы быта в старом Хараре, знакомящимся с красавицами южных племен Эфиопии, сидящим на берегу озера Рудольфа или любующимся в саванне жирафом. «Я узнал, узнал, что такое страх,/ Погребенный здесь в четырех стенах./ Даже блеск ружья, даже плеск волны/ Эту цепь порвать ныне не вольны...»/ И, тая в глазах злое торжество,/ Женщина в углу слушала его», – писал поэт по возвращении из Африки в 1911 году. Старый письменный стол, профиль Ахматовой в углу, фотографии из африканских путешествий на стене. Ожившие страсти давних времен… Выставка продлится до 30 апреля. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
329
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
329
Всеобъятное небо

Всеобъятное небо

Борис Кутенков

В АСПИР прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Татьяны Бек

0
250
Облака-нимбы плывут к маю

Облака-нимбы плывут к маю

Мила Углова

Наталия Лунёва увлекла «Некрасовские пятницы» авангардной поэзией

0
295

Другие новости