0
152
Газета Поэзия Печатная версия

27.08.2025 20:30:00

Живописны закаты, эффектны восходы

Максим Лаврентьев пишет про звезды и Telegram-каналы

Тэги: поэзия, заболоцкий, философия, юмор


поэзия, заболоцкий, философия, юмор Бесполезного мусора свалка… Иллюстрация создана при помощи нейросети «Шедеврум»

Книга Максима Лаврентьева стала своеобразным подарком к 50-летию поэта. Ужасно тяжело писать про 50 лет: Лаврентьев для меня олицетворение молодости, чего-то литинститутского, немного легкомысленного – и вот уже полтинник. Да, время бежит, и бежит неумолимо. С другой стороны, можно остановиться и бросить взгляд на творческий путь нашего героя. Подвести, так сказать, предварительные итоги. Что же получилось из начинающего перспективного поэта, выпускника Литературного института?

Прежде надо сказать несколько слов о современной русской поэзии, точнее, ее месте в обществе. Оно очень низкое. Поэты сегодня мало кому интересны. Назовите-ка с ходу пятерку лучших, которые моложе тех же 50? Впрочем, в других видах культуры ситуация не лучше. Назовите таковых живописцев? Композиторов? Да и прозаиков? Серьезные жанры искусства отодвинуты на самую периферию. Времена Евтушенко давно прошли, да и Бродского тоже. Поэтому пытаться установить место того или иного поэта в современной литературе весьма затруднительно. Его, во-первых, надо еще найти, поскольку авторы не на слуху. Писатели существуют сами по себе, разрозненно, в каких-то кучках. Целостного литературного процесса, в рамках которого можно судить и рядить, не имеется.

Максим Лаврентьев – прекрасный тому пример: он сам по себе, есть круг его приверженцев, тех, кто любит его поэзию, но далее как-то непонятно. Признан он официально, не признан? Официально – имеется в виду не государством, а истеблишментом. Не могу сказать. Мне повезло, уже не помню, как я на него наткнулся и открыл для себя – и с тех пор уже не закрываю, позволю такую шутку.

На мои взгляд и вкус, Лаврентьев – фигура значимая, поэт он настоящий. Но он вообще человек многогранный, пишет прозу, причем в разных жанрах: тут и автобиографический роман, и юмористические заметки, и рассказики из жизни. А кроме того, он и композитор, и художник, и литературный критик и исследователь. Про музыку сказать ничего не могу, а вот портреты, которые он создает, удачны. Но Максим талантлив помимо собственно творчества: умеет многое руками, умеет одеваться, умеет выступать. С ним интересно разговаривать.

Но вернемся к поэзии, ведь это для него/в нем главное: без стихов Лаврентьев не имел бы такой известности. Писать он начал поздновато, но к 50 годам запас уже накопил, так что есть о чем поговорить. Что такое поэзия Максима Лаврентьева? На кого он похож? Думаю, что на Заболоцкого, и не раннего, а позднего, Заболоцкого периода классицизма, усталости и философских размышлений. Понятно, что всякое сравнение условно. Но другого подобрать не могу. Обратимся к книге:

Потому что, душой тяжелея,

юных лет утолив озорство,

человек ощущает сильнее

с повседневной природой

родство.

И, огромного мира частица,

долгожитель его коренной,

все не может никак

надивиться

обычайности жизни земной.

Как по мне, строки очень «заболоцкие». Ведь что было характерным у Заболоцкого зрелого периода? При всей серьезности подымаемых тем некое сползание на страницы школьного учебника, то есть такое построение стиха, что он просился в советские антологии своей безупречной правильностью, умышленным снижением полета мысли и чувства. Заболоцкий – это поэт-философ, работающий учителем, допустим, русского языка в провинциальной школе и пишущий стихи для школьной стенгазеты. Их не страшно там разместить, никакая самая серьезная комиссия из гороно не придерется. И у Максима Лаврентьева то же самое, его стихи как бы серьезные и не очень одновременно. Я даже не могу подобрать правильного слова, они не детские, не наивные, не пародирующие графоманию, это не дуркование, как у Хармса или Глазкова. Это какая-то «заболоцковщина», как была в свое время «есенинщина». Сравните.

Лаврентьев:

Обернется позором

гигантским

бесполезного мусора свалка.

И конечно, ученым веганским

нас не будет ни капельки

жалко…

Заболоцкий:

Улетит и погаснет ракета,

Потускнеют огней вороха…

Вечно светит лишь сердце

поэта

В целомудренной бездне стиха.

Лаврентьев:

Живописны закаты,

эффектны восходы,

но художники их повторяют

давно,

а в запасе чудес есть у русской

природы

то, что выразить только

 стихами дано.

Заболоцкий:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Лаврентьев:

Небеса озаряются светом

зарницы –

атмосферный на запад

подвинулся фронт.

И в лесу оголтелые носятся

птицы,

словно срочный природы

объявлен ремонт.

Заболоцкий:

Содрогаясь от мук, пробежала

над миром зарница,

Тень от тучи легла и слилась,

и смешалась с травой.

Все труднее дышать, в небе

облачный вал шевелится.

Низко стелется птица,

пролетев над моей головой.

31-13-11250.jpg
Максим Лаврентьев. Избранное.
Поэзия: Сборник
стихотворений. – М.:
Романов, 2025. – 356 с.
Как видим, Заболоцкий не стал рифмовать «зарницу» с «птицей».

Я понимаю, что могу показаться неубедительным, у каждого свой вкус, свои ассоциации, порождаемые стихами. Но свой тезис выражу четко: место Лаврентьева в русской поэзии сегодня примерно то же, что у Заболоцкого в 1950-е. Заболоцкий был «мимо» Пастернака, Ахматовой, Твардовского. Так и Лаврентьев «мимо» многих сейчас. Он сам по себе.

Да, литинститутское начало связывает порой его с позднесоветской поэзией: «Доволен своей антитезой, / побиться готов об заклад: / был юным плутом и повесой / великий мыслитель Сократ». Или: «Грязен и одеждою и телом / Диоген вошел в огромный зал, / где Платон средь роз в наряде белом / на пиру роскошном возлежал». Или: «…но изящней листок на грибе, чем изгибы в скульптурах Кановы». Или: «Ценней Самофракийской Ники две лесные земляники!»

Но Лаврентьев не так прост и в своей внешне простенькой поэзии умеет закрутить разные смыслы: «И хоть бора сосновый концерт – / какофония скрипа и хруста, / в нем отсутствуют ложный концепт / и натужная прелесть искусства». На поверхности пародирование Заболоцкого: «Я увидел во сне можжевеловый куст, / Я услышал вдали металлический хруст». Но тематика совсем современная, подпускается модное словечко «концепт», и стихотворение звучит свежо.

Лаврентьев вообще очень продвинут, несмотря на якобы архаичность: «Telegram», «Telegram-каналы», «Френдлента, лайкнув», «Аватарка с мордою лица», «Сделал селфи». Он не боится впускать в стихотворения язык... чуть не сказал «улицы» – нет, язык Сети. Этого у Заболоцкого не имелось. Как не было и этого: «…словно вылезший из зада у слона гигантский глист». Может, в период «Столбцов» Заболоцкий и написал бы нечто похожее, но мы-то про его поставангардное творчество.

Лаврентьев очень интересуется мировыми религиями: половину сборника занимают переводы из Библии («Псалмы Давида», «Притчи Соломона», «Книга Экклезиаста»). Есть стихи по индуистским, конфуцианским, исламским мотивам, из Ветхого и Нового Заветов. Он не просто начитан художественно, но и разбирается в мировой истории и политике. Лаврентьевская «летопись» дает замечательный образец продолжения поэмы Бродского на английском языке «История XX века» (History of the Twentieth Century (A Roadshow)). Но если Бродский заканчивает на 1914 годе, и соответственно в его поэме нет ничего личного, то Лаврентьев начинает с года своего рождения – 1975-го – и вплетает в хронику мировых событий происшествия из собственной жизни. Максим ко всему подходит серьезно, со знанием дела, звезды у него не просто звезды, но – Альфа Кассиопея, Эпсилон Эридана, Арктур, то есть некоторая научность ему свойственна.

И последнее, в связи со звездами. Чтобы понять, чем же отличается Лаврентьев от большинства современных поэтов, сравните его стихотворение «Тот, кто уродился косолапым» со стихотворением Льва Лосева «Как в романсе». Оба о детских мечтаниях о полетах в космос – на Марс или Венеру. Оба грустны, ибо ничего не вышло. Но у Лосева все как-то очень серьезно, с надрывом, а у Лаврентьева – нет, он переводит сожаление в нечто несерьезное, у него нет космического отчаяния.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Инопланетяне раскаялись, но все равно погибли

Арсений Анненков

К 100-летию со дня рождения писателя, сценариста и переводчика Аркадия Стругацкого

0
463
Ода грекам

Ода грекам

Маргарита Васильева

Сократ на рынке, секретные записки на греческом языке и философия жизни

0
1175
Хотят все русские котят

Хотят все русские котят

Максим Валюх

О нелюбви к комарам, рюкзаках для премий и верлибрах, которые не стихи

0
795
От бытия изнемогая

От бытия изнемогая

Павел Козлов

Стихи об аутсайдерах и гениях и о том, что порой даже нет полцарства, чтобы достать коня

0
779

Другие новости