0
3513
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.01.2013 00:00:00

Сосуществование разных

Михаил Краснов

Об авторе: Михаил Александрович Краснов - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права НИУ Высшая школа экономики.

Тэги: христианство, либерализм


христианство, либерализм Сначала были призывы Христа к добру. Потом – либерализм.
Карл Генрих Блох. Нагорная проповедь. 1890

Черта современной России – тотальное ожесточение. По крайней мере если судить по интернетовским форумам. Конечно, единомыслия, тем более в современном мире, быть не может. Но одно дело – разномыслие людей, приверженных одним и тем же ценностям, и другое – ненависть или крайняя степень нетерпимости к носителям ценностей иных. Тогда к чему эти заметки? Ясно ведь, что они никого не переубедят. Это так. Но свою задачу я видел лишь в том, чтобы напомнить: одна из линий ценностного разлома не имеет под собой оснований. А именно – разлом между «православными» и «либералами».

Кавычки тут не случайны, ибо оба наименования – всего лишь значки-клише. На самом деле и среди православных христиан есть немало либерально мыслящих людей. И уж тем паче – быть православным вовсе не означает пребывать в определенном идеологическом лагере. Тем не менее в русском секторе Всемирной паутины, если человек заявляет о себе как о «православном», то, как правило, жди от него поношения «либералов». И напротив, тот, кто позиционирует себя как «либерал», почти никогда не преминет поиздеваться над «темнотой и отсталостью» верующих.

Что, однако, самое неприятное (и потому мои кавычки имеют еще один смысл), те и другие пышут злобой. Неприятное не только потому, что обозленные люди никогда не договорятся, но и потому, что и христианство, и либерализм, да-да – либерализм, онтологически чужды злобе. Христианство – понятно. Об этом знают даже не верующие в Бога люди. А вот с либерализмом сложнее.

Предел великодушия

К сегодняшнему дню понятие «либерализм» стало слишком размытым, возникли настолько разные «либерализмы», что нельзя говорить даже о едином «символе веры». Например, Людвиг фон Мизес заметил, что сегодня «самозваный американский либерал стремится к всемогуществу правительства, является твердым противником свободного предпринимательства и отстаивает всестороннее планирование, осуществляемое властями, т.е. социализм». Вот и разберись тут.

А в России с либерализмом еще сложнее. Во-первых, у нас это слово нагружено понятием «западник», что в массовом сознании, после многолетней обработки этого последнего, равнозначно стороннику «вненационального (антирусского?) пути развития». Хотя лет 150 назад большинство «славянофилов» были как раз либералами. А во-вторых, во внешней среде сегодняшний «либерализм российского разлива» зачастую представлен совершеннейшими технократами, чьи взгляды на самом деле не являются либеральными. Экономист и публицист Алексей Михайлов недавно довольно точно заметил, что либерализм в России превратился в ругательство не потому, что «взялся в 1991 году за грязную работу и выполнил ее очень грязно. Но прежде всего потому, что либерализм в исполнении российских либералов превратился из цельной идеологии, основанной на свободе личности, в набор штампов-икон, имеющих к этой свободе весьма отдаленное отношение».

И все же, что бы там ни говорили, у либерализма есть кредо. Оно было сформулировано в 1920-е годы Хосе Ортегой-и-Гассетом и звучит так: «Либерализм – правовая основа, согласно которой Власть, какой бы всесильной она ни была, ограничивает себя и стремится, даже в ущерб себе, сохранить в государственном монолите пустоты для выживания тех, кто думает и чувствует наперекор ей, то есть наперекор силе, наперекор большинству. Либерализм – и сегодня стоит об этом помнить – предел великодушия; это право, которое большинство уступает меньшинству, и это самый благородный клич, когда-либо прозвучавший на Земле. Он возвестил о решимости мириться с врагом, и – мало того – врагом слабейшим».

Почему именно с либерализмом философ связывал благородство в политической жизни? Потому что либерализм – это идейное направление, выводящее из ценности свободы ценности автономии и достоинства личности. Следовательно, либерал не может воспринимать понятие большинства как фетиш. Либерализм не разъединяет людей, как принято думать. Наоборот, это основа, дающая в современном мире возможность сосуществовать людям, а цивилизация, по Гассету, «это прежде всего воля к сосуществованию». Причем сосуществованию не посредством насильственного единомыслия, отвергающего естественную гетерогенность общества, а посредством права, справедливости, ибо нормы, этикет, законы писаные и неписаные, говорил Ортега-и-Гассет, «предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными».

Отсюда – ценности либерализма: не муравейник, а цивилизованное сосуществование на основе права; не масса, а личность; не жлобство большинства, а благородство по отношению к меньшинству. Да, нигде в мире нет идеального воплощения таких ценностей. Но это не означает их ущербности…

Обращенность к каждому

И все же философ был неправ в другом. Все эти ценности принес на Землю не либерализм, а христианство. Либерализм лишь почерпнул эти ценности – может быть, неосознанно для многих либералов, – в Евангелии – первом и остающемся непревзойденным гимне благородству! И хотя уже в Ветхом Завете (в Моисеевом законодательстве, в притчах Соломоновых и др.) можно найти мысли о ценности индивида перед лицом большинства, о самоограничении сильного ради того, чтобы и слабый ощущал себя личностью, в полную силу эти ценности прозвучали именно в Евангелии.

Не стану говорить о самом непостижимом, не вмещающемся в человеческое сознание, космического масштаба акте Благородства – отдании Богом на страдания и смерть Своего Сына ради того, чтобы Он этой смертью искупил грехи людей.

Нашему сознанию, правда, трудно справиться и с некоторыми призывами Христа, обращенными уже к нам: молиться о врагах своих, отдать верхнюю одежду тому, «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку» (Мф. 5:40), ударившему по одной щеке подставить другую и т.д. Для многих из нас это остается недостижимым нравственным идеалом, а для кого-то и вовсе не является идеалом. Но в конце концов это дело самого человека: стремиться ли к нравственному подвигу, пытаться ли достичь идеала, каким путем к этому идти. Вообще, со светской точки зрения стоит различать, где Господь говорит о личном самосовершенствовании, а где – о взаимоотношениях между людьми. А Его максимы вполне можно спроецировать на то, что мы называем социальными отношениями. В этом смысле либеральные ценности как раз являются светским отражением ценностей евангельских, хотя для современного уха странно звучит уверение в таком родстве. Но если светскими понятиями обозначить то, о чем говорит Евангелие, мы увидим те же главные ценности: человеческое достоинство, приоритет слабого, свобода личного выбора…

Прежде всего мы видим в Евангелии постоянную обращенность не к племени, не к народу, не к массам, не к государству, а к индивидуальному человеку. Хотя за Иисусом из Назарета ходили толпы людей, Он обращался буквально к каждому. Для Него нет большинства и меньшинства. Нет превосходства «коллектива» над «индивидом». Немыслимо было бы услышать из уст Христа нечто вроде «Паршивая овца все стадо портит». Наоборот. Именно «паршивую овцу» – падшего человека, – в первую очередь, говорил Христос, и надо спасать. Не бросать, не презирать, не изгонять, а спасать. Эта явная антихолистская мысль проходит через все Евангелие. И наиболее отчетливо – в притче о ста овцах, одна из которых потерялась. Пастух идет искать ее, оставляя стадо. И, найдя, радуется о ней больше, нежели об оставшихся: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14).

Уважение, внимание к «малым мира сего» – вообще одна из основных евангельских идей в аспекте человеческих взаимоотношений. Ведь Бог мог вочеловечиться в каком угодно виде – вельможи, первосвященника, царя, да вообще владыки земного мира. И тогда Он, по логике рационального поведения, гораздо «эффективнее» выполнил бы Свою миссию. Кстати, в основном именно так – через вождей, царей, императоров – и менялась религиозная доминанта народов. Однако Христос стал, говоря языком русской литературы, именно «маленьким человеком», что в Священном Писании постоянно подчеркивается, начиная от обстоятельств Его Рождения и до Крестной смерти.


Неси свой крест и веруй...
Фото Александра Саенко/PhotoXPress.ru

Успешные и отстающие

Конечно, могут сказать, что Божий Замысел в том и состоит, что Сын Божий претерпевает гонения и распятие как искупление за человеческие грехи, за человеческую неблагодарность. Не будь Он гоним, не было бы и Жертвы, не было бы и Воскресения. Все это так. Но в Его самоуничижении мы видим и другое. Во-первых, Бог вновь, как в случае с ветхим Адамом, подчеркивает Свое уважение к свободе человеческой воли: приди Спаситель к людям в образе земного владыки, эта свобода была бы нарушена. А во-вторых, уже самим Своим образом «маленького человека» Бог подтверждает то, о чем не раз будет говорить людям: не обижайте «малых мира сего», ибо Я Сам из них.

Бог, разумеется, не отворачивается и от «успешных». Только предупреждает, чтобы они не кичились своей праведностью, знатностью (высоким статусом), образованностью, своим богатством или здоровьем и уж тем более – не презирали «лузеров», «аутсайдеров», «совсем пропащих». Оправдывает ведь Он не того фарисея, который с гордостью «докладывает», как хорошо Ему служит. Нет! Господь оправдывает «отстающего» – вздыхающего о своих грехах мытаря. Когда-то мне казалась верной максима: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» И лишь вдумавшись, я увидел в ней явный снобистский душок. Кстати, в пух и прах своим поступком развеял эту «мудрость» питерский математик Григорий Перельман, отказавшийся от крупной премии за свое открытие и продолжающий жить в очень скромных бытовых условиях…

Спаситель, однако, не останавливается на требовании не презирать «малых мира сего». Он вводит принцип: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11). Если ты считаешь себя способным властвовать, то должен направить дарованные тебе Богом таланты на служение подвластным: «…кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4), «…кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий ≈ как служащий» (Лк. 22: 26, см. также: Мф. 20:27; Мк. 9:35, 10: 43–44; Лк. 9:48).

Все христианские принципы взаимоотношений между людьми естественным образом вытекают из заповеди любви к ближнему, которая представляет собой не просто одну из заповедей, а заповедь главную, вторую по значимости после заповеди любви к Богу (см.: Мф. 5:43–45; 22:36–40). Казалось бы, здесь-то христианство и либерализм расходятся, ибо светское учение, идеология не может требовать от своих адептов любви. А если требует (как это делают тоталитарные идеологии и практики), то может судить «о любви» только по внешним проявлениям, рождающим (укрепляющим) лицемерие. Любовь нельзя институализировать. Только Бог способен знать о наших малейших движениях ума и сердца и Его не обманешь внешними проявлениями, за которыми вовсе нет любви.

Облагораживать мир

И все же заповедь любви к ближнему онтологически родственна либеральным ценностям, ибо Спаситель говорит о любви не к отечеству, не к царю, а к такому же, как ты, человеку… Разумеется, это не означает, что нужно любить ближнего и ненавидеть власть, государство, страну. Тут вообще речь не идет об антиномии. Речь идет о том, что именно любовью к ближнему движется стремление к более справедливому земному мироустройству. И напротив, стремление к величию государства в ущерб человеческому достоинству нельзя считать проявлением такой любви. Об этом, кстати, и гласит ст. 2 нашей Конституции, утверждающая, что человек, его права и свободы есть высшая ценность. Здесь нет никакой легитимации эгоизма, в чем эту статью иногда обвиняют. Равно как нет здесь и богопротивного возвеличивания человеческой гордыни, поскольку-де высшей ценностью провозглашается человек, а не Бог. Во-первых, Бог – надценность, надмирная ценность, которую нельзя приравнивать ни к одной земной ценности. А во-вторых, эта статья провозглашает как раз христианскую идею государства для человека в противовес много лет господствовавшей идее человека для государства. Либеральный правовой мыслитель Борис Чичерин писал, что «каждое разумное существо есть само по себе цель; оно не должно быть низведено на степень простого средства». Так что в ст. 2 провозглашен христианский, по своей сути, запрет смотреть на человека (любого человека!) как на «грамм в тонне» (Евгений Замятин), как на муравья, существующего лишь для блага муравейника…

Да, земная жизнь для большинства – это юдоль скорби. Частный человек сам для себя решает вопрос о мере своего терпения, способности нести свой крест. Но страдания нельзя возводить в принцип социальной жизни и видеть благо в их усугублении. Святые уходили в пустыни, выбирая жизнь, материально скудную для себя. Но они не призывали отшельнические «стандарты» делать повсеместными. Люди должны улучшать, а точнее, облагораживать мир, в котором они живут. Однако «облагораживать» означает, что совершенствовать его можно только методами, не противоречащими моральным императивам…

Откуда же черпать эти императивы? Полярно противоположные ответы на этот вопрос и породили духовную трагедию европейской культуры нашего времени. Состоит эта трагедия в имморализме, который сегодня проявляет себя в отрицании христианского фундамента, на котором взросли европейская культура и право. Примитивно понимая «светское государство», «терпимость», «мультикультурализм» и т.п., христианская по своему рождению и по своей сути цивилизация стыдливо прячет эту суть, а порой и агрессивно отрицает ее. И не понимает, что моральный релятивизм как раз и губит ту идею благородства, которую подлинный либерализм перенял от христианства.

* * *

Уже 2 тыс. лет, как нет пророка, через которого Бог мог бы сказать, в чем Его воля. Потому остается каждому догадываться. И вот мне все чаще кажется, будто Бог отвернулся от России, ибо Он видит страну, где одни открыто хулят Святого Духа, а другие вроде бы заявляют о своем христианстве, но похожи на тех, о ком сказал Христос: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Но, надеюсь, это лишь эмоции и я совершенно не прав. Ведь Бог ни от кого не отворачивается навсегда – ни от одного человека, ни от одного народа, ни от одной страны. Он может попустить наказание, может долго испытывать, но до Его Второго Пришествия суд не окончательный. Однако и мы должны что-то в себе переосмыслить. И думаю, прежде всего то, что Евангелие – это не только Благая весть, дающая надежду на спасение. Это еще и свод самых благородных принципов человеческих отношений, социальной жизни. Именно поэтому православным христианам нужно не воевать с теми, кто, хотя и не верит в Бога, но стремится светскими средствами утверждать ценность человеческого достоинства, а наоборот, всячески поддерживать их в этом. Задача христиан, однако, напоминать, что либерализм – это вовсе не игнорирование вполне определенной нравственной основы права и политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1659
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4146
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2286
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2585

Другие новости