0
1271
Газета Политика Интернет-версия

04.02.2000 00:00:00

Десять лет "февральской революции"

Тэги: Ельцин


Десять лет назад в Москве состоялась самая массовая акция протеста.

ЧЕТВЕРТОГО февраля 1990 года на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР - о руководящей роли КПСС.

Впрочем, этому предшествовали другие события времен горбачевской перестройки, которые и подготовили почву для демократических перемен. Годом раньше на февральском пленуме ЦК КПСС "раскольник" Борис Ельцин заявил, что Компартия сама должна отказаться от монополии на власть, и ЦК завело на Ельцина "персональное дело". Месяц спустя прошла первая демонстрация москвичей в поддержку Ельцина, в которой приняли участие 10 тысяч человек. В июле 1989 года была создана Межрегиональная депутатская группа, которая заявила о необходимости ускорения реформ и перехода к многопартийной системе. Но на втором съезде народных депутатов СССР Михаилу Горбачеву все же удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6-й статье Конституции.

Между тем, согласно опросам общественного мнения, политическое требование об отмене монополии КПСС на власть поддерживало уже больше половины населения страны, а в Москве и Ленинграде эта цифра составляла 70%. Кризис доверия народа Компартии усугублялся непрекращавшимися межнациональными конфликтами в республиках Союза, пустыми прилавками магазинов и огромными очередями. Как отмечал ВЦИОМ, именно тогда наблюдался настоящий бум прозападных настроений (32% населения страны называли образцом для подражания США).

Именно на этом фоне и произошла многотысячная демонстрация протеста 4 февраля. Буквально на другой день состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором было решено отказаться от руководящей роли КПСС, установить многопартийную систему и ввести пост президента СССР. Все это фактически было сделано в марте на внеочередном съезде народных депутатов.

Итак, коммунисты отказались от монополии на власть. Конечно, этот поступок был отнюдь не добровольным, а вынужденным. Общество жаждало радикальных перемен, не предполагая, впрочем, к чему эти перемены могут привести. Развал Союза стал закономерным следствием отмены 6-й статьи советской Конституции, поскольку именно монополия КПСС обеспечивала монолитность страны.

Десять лет спустя сложилась парадоксальная ситуация. КПСС, превратившись в КПРФ, хотя и утратила "руководящую роль", по-прежнему остается единственной организацией, которая удовлетворяет определению "партия". Десятилетние же разговоры о многопартийности закончились тем, что в стране большинство политических сил заявляют о необходимости создания двух- или максимум трехпартийной системы. И пока единственной составляющей этой задуманной конфигурации является именно КПРФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
579
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
931
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1428
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1022

Другие новости