0
169
Газета Экономика Печатная версия

07.08.2025 20:34:00

Россия рискует войти в рецессию в 2026 году

Даже снижение ключевой ставки не обезопасит от вероятного экономического спада

Тэги: экономика, спад, рецессия, цб, ключевая ставка, обзор цмакп, потребительский спрос

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

экономика, спад, рецессия, цб, ключевая ставка, обзор цмакп, потребительский спрос Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина и глава Минэкономразвития Максим Решетников по-разному оценивают влияние ключевой ставки на экономику. Фото Александра Щербака/ТАСС

В ближайшее время – предположительно в октябре – российская экономика через специальные опережающие индикаторы «неизбежно» просигналит о вероятности скорой рецессии – экономического спада. Это произойдет несмотря на начатое Центробанком (ЦБ) снижение ключевой ставки, следует из обзора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). С точки зрения деловой активности смягчать денежно-кредитную политику уже поздно. Но вероятность рецессии – это еще не рецессия. Такой прогноз можно рассматривать как шанс подготовиться. В условиях охлаждения спроса, сокращения заказов и выпуска, сворачивания инвестиций нужно оперативно искать иные драйверы роста.

Новый обзор ЦМАКП, посвященный сводным опережающим индикаторам (СОИ) системных рисков, несмотря на противоречивость его выводов, произвел эффект холодного душа. Из него следует, что, во-первых, при определенных условиях рецессия в России не исключена, а во-вторых, что Центробанк, приступивший к снижению ключевой ставки, сильно опоздал.

Итак, судя по обзору ЦМАКП, если оценивать ситуацию на текущий момент, то сейчас вероятность возникновения новой экономической рецессии до июня 2026 года пока оценивается как низкая. Потому что хоть значение СОИ, сигнализирующее о скорой рецессии, и росло, но пока оно составляет 0,1. Критическим порогом в ЦМАКП считают 0,18.

Но если перейти в плоскость прогнозов о том, как начнут вести себя опережающие индикаторы, то перспективы существенно ухудшаются. «Хотя значение СОИ все еще не достигло критического уровня, исходя из наших прогнозов, принимающих во внимание текущую динамику показателей и их тренды, становится понятно, что его дальнейший рост и «пробой» критического уровня неизбежны», – сообщают авторы обзора.

Этому будет способствовать ухудшение ряда индикаторов, входящих в состав СОИ, которое наблюдалось в мае и ожидается в последующие месяцы. Экономисты упоминают, например, сжатие сальдо счета текущих операций российского платежного баланса; замедление экономики США (от чего, как можно полагать, будет зависеть и траектория мировой экономики); сохранение высокого уровня ставок денежного рынка в РФ; повышение вероятности реализации банковского кризиса.

На этом фоне даже дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ, по мнению экономистов ЦМАКП, «не сможет остановить уже начавшиеся процессы». «При любом реалистичном сценарии смягчения денежно-кредитной политики СОИ просигналит в течение текущего года», – сообщается в обзоре.

«При этом если уровень ключевой ставки будет соответствовать нижней границе прогноза Банка России на 2025 год, то сигнал о высокой вероятности возникновения рецессии скорее всего будет подан в октябре, – уточняют экономисты. – Если это произойдет, то это будет сигналом системы раннего оповещения о возможности отрицательных темпов прироста физического объема ВВП в 2026 году» (напомним, в апреле ЦБ прогнозировал среднее значение ключевой ставки за весь 2025 год в диапазоне от 19,5 до 21,5%, в июле – от 18,8 до 19,6% годовых).

Тем самым в обзоре сделано предупреждение не столько даже о скором наступлении в стране рецессии, сколько о том, что определенные показатели могут уже в ближайшее время просигнализировать о вероятности скорого наступления рецессии. На первый взгляд разница трудноуловима, но она есть. При этом все оценки в любом случае носят вероятностный характер.

Однако такие, возможно, чересчур аккуратные формулировки экономистов ЦМАКП, который можно назвать «мозговым трестом» при ответственных за экономическую политику структурах (его материалы направляются в аппарат правительства, администрацию президента, профильные ведомства), уже сейчас подкрепляются реальными, а вовсе не ожидаемыми негативными тенденциями в экономике.

«Бизнес практически кричит о близости рецессии», – сообщается, например, в публикациях Telegram-канала Института экономики роста им. П.А. Столыпина. 

«Экономика заметно замедляется. И к сожалению, риски дальнейшего ухудшения ситуации высоки, – прокомментировал «НГ» главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин. – Об этом свидетельствуют опросы бизнеса и данные по ряду опережающих индикаторов, таких как динамика грузоперевозок и потребления электроэнергии».

Примечательно, что об этом уже говорят и в профильных ведомствах. «По цифрам у нас охлаждение, но у нас все наши цифры – это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса, по индикаторам мы, мне кажется, уже на грани перехода в рецессию», – сообщал на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Как министр пояснял на другом мероприятии, ужесточение денежно-кредитной политики и меры банковского регулирования влияют на сжатие кредитования: сокращается спрос на инвестиционную продукцию. Прежде всего это касается спроса на продукцию машиностроения, спецтехнику, грузовой транспорт, легкий коммерческий автотранспорт, автобусы и иные схожие группы товаров.

В ЦБ с подобными опасениями не соглашались. Как говорил руководитель департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Ганган, «сейчас мы рецессию явно не наблюдаем; мы наблюдаем плавное замедление темпов роста».

Между тем «плавное замедление темпов роста», о котором рассуждают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, уже сейчас выражается как раз в неплавном и почти повсеместном, если говорить именно о гражданских отраслях обрабатывающей промышленности, сокращении выпуска.

Так, если брать все 28 промышленных отраслей добывающего и обрабатывающего сектора, по которым Росстат регулярно публикует статистику, то по итогам января–июня сокращение выпуска по отношению к тому же периоду прошлого года зафиксировано более чем в половине – в 15 промышленных отраслях.

Очаги отраслевых кризисов вспыхивают все чаще и становятся все более внушительными, как это произошло, например, в мае этого года с одним из крупнейших производителей сельхозтехники – с предприятием «Ростсельмаш».

Его производство напрямую зависит от платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику, предъявляемого аграриями. Но сейчас, в условиях, когда даже аграриям стало сложно получить доступ к источникам финансирования, спрос на сельхозтехнику оказался слишком низким. Из-за этого после неоднократных сокращений производственного плана руководство предприятия было готово пойти на крайние меры – отправить рабочий коллектив в простой как минимум на три месяца (см. подробнее «НГ» от 27.05.25).

1-9311-1-2-t.jpg
Автопром одним из первых ощутил на себе
негативное влияние жесткой
денежно-кредитной политики ЦБ.
Фото РИА Новости
В конце июля КАМАЗ вслед за ГАЗом объявил о переводе производства с августа на сокращенный четырехдневный график. А еще раньше возможность введения аналогичной меры с конца сентября анонсировал АвтоВАЗ.

В качестве обоснования в отрасли приводят высокую ключевую ставку Центробанка, недоступность финансовых инструментов для приобретения автомобилей, ужесточение требований регулятора к заемщикам.

Представители КАМАЗа отмечают, что денежно-кредитная политика ЦБ «привела не только к невозможности приобрести новую технику с помощью финансовых инструментов в виде кредита и лизинга, но и вынуждает транспортные и другие компании возвращать взятую в прошлом году в лизинг технику лизингодателю» (цитата Интерфакса).

По наклонной движется и отрасль жилищного строительства. Минстрой, опираясь на статистику на начало июля, сообщил об обвале выдачи новых разрешений на строительство сразу на четверть в годовом выражении.

Вице-премьер Марат Хуснуллин говорил о «серьезной, нехорошей тенденции», которая связана с остановкой новых проектов в строительной сфере. «Это означает, что в 2027 году не будет ввода жилья или будет значительно меньше. Это первый тревожный фактор», – сказал он.

Застройщики замедляют темпы строительства уже начатых объектов. В результате запланированные сроки сдачи домов могут быть перенесены. «Если тенденция будет сохраняться, то до 30% может быть падение», – пояснил Хуснуллин.

Единственное, на что можно было бы надеяться, – «что станет полегче с ипотекой», утверждал вице-премьер. «Мы понимаем, что (высокая ключевая. – «НГ») ставка нужна для охлаждения инфляции. Но хотелось бы, чтобы мы ее пережили как можно быстрее, потому что иначе последствия могут быть необратимыми», – предупредил он.

О явном ухудшении ситуации сигнализировали косвенные и опережающие индикаторы. «Например, в мае сократилось производство цемента (на 10,7% в годовом сопоставлении) и большинства других строительных материалов», – сообщали эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Также экономисты сослались на данные РЖД, согласно которым за первое полугодие 2025-го значительно сократилась погрузка строительных грузов (на 19,5% в годовом выражении), черных металлов (примерно на 17% год к году) и цемента (на 15% год к году).По итогам полугодия в стране сократилось строительство уже не только многоквартирных домов, но и частных.

«Высокая ставка, которая держалась длительное время, уже привела к ряду структурных и труднообратимых последствий», – считает эксперт Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Светлана Фрумина.

Руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая, в свою очередь, не согласилась с тезисом о необратимых негативных последствиях высокой ключевой ставки. Но она подтвердила, что период высокой ключевой ставки мог остановить начало новых инвестиционных проектов (вне поддерживаемых со стороны государства), и на их перезапуск может потребоваться длительное время даже при снижении ключевой ставки.

Кроме того, в любом случае денежно-кредитная политика имеет длительные временные лаги. «Поэтому жесткая политика 2025 года продолжит оказывать тормозящее влияние на экономический рост и в 2026 году», – говорит Беленькая.

Потребительский спрос экономику больше не вытягивает, экспортная конъюнктура тоже неблагоприятна, внешние ограничения могут быть ужесточены, перечислил Копейкин. 

Это значит, что нужны какие-то еще драйверы роста. Кроме того, по его словам, необходимы скоординированные усилия всех органов власти по поддержке капиталовложений и предпринимательской активности.


Читайте также


О вторичных санкциях США и вопросах политического имиджа

О вторичных санкциях США и вопросах политического имиджа

Власти крупных держав не любят, когда их заставляют принимать решения

0
1383
Константин Ремчуков. ВМФ Китая и России проведут в августе совместные учения «Морское взаимодействие – 2025»

Константин Ремчуков. ВМФ Китая и России проведут в августе совместные учения «Морское взаимодействие – 2025»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.08.25

0
1038
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
1493
Отечественная промышленность погружается в пессимизм

Отечественная промышленность погружается в пессимизм

Ольга Соловьева

Темпы роста производства ограничены дорогими кредитами

0
2237

Другие новости