0
1723
Газета Политика Печатная версия

30.11.2006

Вешняков опасается организованной дискредитации выборов

Тэги: цик, выборы, вешняков, избирательный закон


цик, выборы, вешняков, избирательный закон Глава ЦИК РФ: ряд избирательных норм может не выдержать испытание Конституционным судом.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Подготовка к выборам Госдумы 5-го созыва вышла на финишную прямую – масштабная правка избирательного законодательства, проходившая в течение 2006 года, завершилась. С сегодняшнего дня 14 региональных парламентов, которым 11 марта предстоят перевыборы по правилам, максимально приближенным к общефедеральным, получают право объявить о начале избирательной кампании. Сегодня же Центризбирком проведет совещание с представителями партий и главами региональных избиркомов, на котором участникам выборов будут разъяснены новые правила игры. О том, как готовится Центральная избирательная комиссия к выборам в Госдуму и каких последствий ожидает от нового избирательного законодательства, в интервью «НГ» рассказал ее председатель Александр Вешняков.

– Александр Альбертович, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, характеризуя итоги переговоров с ЦИКом по поправкам в избирательное законодательство, в интервью «НГ» заявил, что хорошо, когда обе стороны уходят с легким чувством неудовлетворения. Это значит, переговоры прошли успешно. Вы разделяете такую позицию?

– С точки зрения теории – нет, а в конкретной ситуации – разделяю. Одиозное досрочное голосование не возвращается на федеральные и региональные выборы. А в вопросе отмены регистрации за ненадлежащее оформление документов и неполноту сведений даже есть прогресс: избиркомам вменяется в обязанность информировать кандидата, если его документы не соответствуют закону. Причем они обязаны делать это не позднее, чем за три дня до заседания, а не держать козырную карту за пазухой, как бывает сейчас и как, возможно, хотели авторы законопроекта. Законопроект был юридически не проработан, и мы доказали профессиональность наших замечаний.

– Вы говорили о несвоевременности некоторых поправок...

– В этом смысле спорная, с моей точки зрения, норма – отмена порога явки. В данном случае это вопрос политической целесообразности. Конституционных ограничений и предписаний международных избирательных стандартов нет. Но, учитывая специфику нашей жизни, наших избирательных кампаний, – это преждевременно. Соцопросы подтверждают: люди смотрят на отмену порога явки как на попытку власти облегчить себе жизнь. В совокупности с другими радикальными изменениями, прошедшими в нашем законодательстве ранее, это может привести к отторжению части россиян от избирательного процесса.

– И тем не менее вы считаете, что закон в нынешней редакции позволяет проводить в России демократические выборы?

– Самые одиозные из поправок не приняты. Поэтому реальной угрозы для проведения выборов нет.

– Так думают не все. КПРФ, к примеру, готовит в Конституционный суд большой иск, чтобы опротестовать ряд избирательных норм.

– Не исключаю, что среди принятых поправок есть и такие, которые могут не выдержать испытания. Например, технология «политических паровозов» – не сама норма, допускающая ее применение, а практика массового использования. Я бы не стал говорить, что не вызовет осуждения со стороны КС и норма, по которой партиям нельзя выдвигать по своим избирательным спискам членов других партий. Эта позиция привела к странной ситуации при объединении в регионах трех партий в «Справедливую Россию».

– А как вы относитесь к норме, запрещающей регистрацию лиц, получивших административное наказание за экстремизм?

– Эта норма тоже не бесспорная. Будет ли это вписываться в статьи 32 и 55 Конституции, разрешающие в целях защиты конституционного строя вводить некоторые ограничения? Если сочтет КС, что эти нарушения допустимы, – норма устоит. Но может не устоять. Многое будет зависеть от ее применения на практике.

– Отмена порога явки может повлиять на снижение и так невысокого уровня доверия к избираемой власти?

– Нет, если за этим со стороны власти, партий, избиркомов не последует сворачивание работы по информированию населения о выборах, если будут созданы условия для активного участия избирателей в процессе и развития политической конкуренции, которая всегда вызывает в людях желание участвовать в голосовании. Пока заверяют, что так и будет. Что ж, давайте поверим. ЦИК же намерен работать более активно по вопросам информационно-разъяснительной деятельности и созданию условий для общественного контроля на выборы.

– Вас не смущает, что ЦИК то и дело оттесняют от управления системой выборов, корректировки законодательства?

– Там, где нужно высказать свою позицию, ЦИК ее высказывает. Как показали последние события, к нашим аргументам прислушиваются. Раньше мы комплексно анализировали законодательство, практику его применения, готовили предложения по его изменению и выступали в роли представителя президента РФ по вносимым поправкам в избирательное законодательство (ЦИК не имеет самостоятельного права законодательной инициативы). Планируем это делать и в будущем. Между тем никто не может ограничить право законодательной инициативы депутатов. Это объективный процесс, и мы тут в разных весовых категориях.

– Все чаще региональные подструктуры ЦИКа предпочитают не прислушиваться к рекомендациям сверху. Не планируете усиление централизации системы избиркомов?

– Год назад, когда мы анализировали нормы, регулирующие наши взаимоотношения, пришли к выводу, что никаких новаций вводить не надо. Есть работающие механизмы, позволяющие делать каждому свое дело, исполнять закон и применять меры ответственности к конкретному лицу и коллегиальному органу в целом, этот закон не исполняющему. И я совершенно не согласен с мнением, что вся система идет в разнос, потому что все думают о своем переизбрании на другой срок. Если наша рекомендация исходит из здравого смысла и соответствующей логики, то к ЦИКу могут прислушаться, а могут и не прислушаться. Это вопрос уровня нашего авторитета и политических предпочтений на местах. Если действия не соответствуют закону – никакой вольности быть не может и не будет!

– Есть мнение, что отмена явки сыграет положительную роль в демократизации выборов и избирательной системы: избиркомам на местах не придется идти на нарушения, натягивая показатели...

– Эта точка зрения имеет право на жизнь. Я с ней частично согласен.

– А нужно ли создавать дополнительные стимулы для того, чтобы люди приходили на выборы?

– Нужна реальная конкуренция на выборах, доверие к власти и кандидатам. Информационно-разъяснительная работа теперь приобретает дополнительную актуальность. Нас сейчас беспокоит то, как обезопасить наши выборы от организованной дискредитации.

– Откуда такие опасения?

– Такие технологические проработки уже существуют. Например, какая-то сила, обладающая политическим, административным, финансовым ресурсом, видит, что ей не нужна высокая явка на выборах: если придет 15% – им гарантирована победа, а если 35%, то им нужного результата не получить. Они могут подбить отдельные слои населения не участвовать в выборах. В Свердловской области этой осенью в СМИ развернули кампанию, говорили, что, если пенсионеры устроят забастовку и не пойдут на выборы, им повысят пенсию в 3 раза. Это урок, который мы должны учесть. Раз уж прокуратура не видит в подобном действий, препятствующих волеизъявлению граждан, нужно уточнить Уголовный кодекс в этой части.

– Как? Ведь у ЦИКа нет права законодательной инициативы?

– Мы будем предлагать депутатам Госдумы выступить с такой инициативой, и, надеемся, она получит поддержку. Пока существует безнаказанность, возможны случаи, когда противоправные действия, как в Свердловске, совершает депутат Госдумы.

– О чем сегодня пойдет речь на совете председателей?

– Мы обсудим информационно-разъяснительную работу в регионах. И, конечно, обсудим применение новых требований закона. Вероятность того, что они вступят в силу до момента назначения выборов в парламенты 14 регионов, существует. Поэтому выборы 11 марта станут генеральной репетицией федеральной кампании. Партии провели объединительные мероприятия и готовы выступить в новой конфигурации на последней перед выборами в Госдуму 5-го созыва кампанией, которая стартует в сентябре (голосование состоится 2 декабря 2007 года).

– А о досрочных выборах?

– Никаких оснований – и тем более необходимости – для проведения досрочных выборов депутатов Госдумы нет. Мой прогноз – все будет в сроки, предусмотренные законодательством.

– Сколько партий, по-вашему, примут участие в мартовских и думских выборах?

– С учетом всех объединительных процессов – около 10 партий. На региональном уровне количество партий-выдвиженцев тоже впишется в уже установившийся средний показатель – 8 партсписков. Особый интерес, думаю, вызовут Московская область, Дагестан, Санкт-Петербург, где будет применяться модель чисто пропорциональной системы и условия выборов максимально приблизятся к федеральной кампании. Это будет тренировка и для избиркомов.

– Сегодня же вы встретитесь с партийцами. О чем вы хотите предупредить их на этот раз?

– О том, что сохраняется особый интерес конкурентов к проведению конференций партий по выдвижению кандидатов на выборы. Правда, партии стали более серьезно готовить свои конференции. В этой части у нас произошли крупные споры этой осенью только в Свердловской области. Мы провели глубокий анализ судебного решения по этому инциденту и хотим нужную информацию довести до политических партий и избиркомов. То же самое – с «Яблоком». Если они не изменят свой устав и практику, по которой из 4 тысяч членов регионального отделения в выдвижении кандидатов могут участвовать только 400 человек, их ждут большие неприятности. Ведь Верховный суд установил: подобная практика противоправна.

– ЦИК уже почти год анализирует финансовые отчеты партий. Стала ли финансовая деятельность более прозрачной?

– Да, мы ежеквартально печатаем их отчеты. И предупреждали партии о том, что будем искать способы ограничения использования на выборах незаконных средств, особенно различных некоммерческих организаций. Рассматривался более радикальный вариант: запретить НКО участвовать в финансировании партий. Они ведь создаются не для этого. Однако мы пошли по более либеральному пути: НКО может финансировать партии, если в последний год она не получала средств от запрещенных Законом «О партиях» лиц (иностранных граждан и организаций, госпредприятий, анонимов и религиозных объединений). Законопроект, подготовленный на основе анализа партотчетов, внесен в Думу группой депутатов. Его, возможно, рассмотрят в декабре, не исключаю, что во всех трех чтениях. И НКО перестанут быть «стиральной машиной» по отмыванию нелегальных денег.

– Похоже на месть: в основном услугами некоммерческих фондов пользуется «Единая Россия», у которой их около 90...

– Это заденет многие партии. Но порядок здесь наводить надо. Это понимают и в ЕР.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Конституционный суд частично заступился за оппозицию

Конституционный суд частично заступился за оппозицию

Иван Родин

Кандидаты и партии, которых злонамеренно не допустили к выборам, смогут оспаривать их итоги

0
1524
На постсоветском пространстве не осталось содержательно пророссийских партий

На постсоветском пространстве не осталось содержательно пророссийских партий

Бывшие друзья Москвы стали в лучшем случае партнерами по интересам

0
1643
Победитель парламентских выборов в Армении уже известен

Победитель парламентских выборов в Армении уже известен

Юрий Рокс

Блоку Никола Пашиняна прочат конституционное большинство

0
1782
Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Владимир Щербаков

0
3244

Другие новости

Загрузка...
24smi.org